Закономерности запоминания в психологии коротко. Основные закономерности запоминания. Рассмотрим подробнее закономерности раздражителей памяти для лучшего запоминания

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПАМЯТИ

Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание , хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти – ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.

Запоминание . Первый блок – это запоминание (или кодирование – в терминологии когнитивной психологии). Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».

Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.

Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.

Экспериментальное исследование харьковской психологической школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, т.е. он не является навыком.

Произвольное механическое запоминание компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.

Произвольное смысловое запоминание основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:

v Умение легко ставить любые мнемические задачи , которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.

v Мнемические приемы , которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:

· первая группа простые мнемические приемы , точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:

- Наглядность . Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);

- Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);

- Повторение – классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них – активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;

- Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферéнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.

· вторая группа сложные мнемические приемы . В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:

- Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 7±2 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;

- Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;

- Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.

Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.

Хранение . Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения . Другая характеристика называется длительностью хранения . И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.

Воспроизведение . Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».

Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать – это опознать, то есть узнавание – это акт познания.

Его элементарная первичная форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание . Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание .

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости – это агнозúя (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение может осуществляться непроизвольно , т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Определяется в таком случае в основном ассоциативным механизмом. Толчком может быть предмет, человек, мысль. В связи с тем, что толчок идет из деятельности, то непроизвольное воспроизведение будет более направлено, если более логична деятельность, которая его вызывает. Будет меньше хаотичности тех ассоциаций, которые образовались в нашем прошлом опыте, то есть в основе будет логика того материала, который воспроизводится.

Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.

Реконструкция материала . Она происходит по многим причинам. Основные:

· образование новых систем временных связей под влиянием нового опыта, приобретенного уже после запоминания данного материла;

· доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от интересов, эмоций и других особенностей личности, а также под влиянием различных задач деятельности.

При этом обычно происходит:

· Перестройка последовательности запомненного материала;

· Обобщение и схематизация, или, наоборот, конкретизация и детализация;

· Иногда искажение подлинника. Чаще всего имеют место два феномена ошибок воспроизведения: различают контаминацию и конфабуляцию . При контаминации происходит перепутывание, например, смешение двух и более событий при их описании. Конфабуляция представляет домысливание при возникновении пробелов в воспроизводимом материале. При стойком нарушении памяти (становится разновидностью парамнезии ), человек заполняет пробелы фантастическими выдумками. Процесс обучения изобилует примерами обоих феноменов.

Реминисценция . Реминисценция – факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

С реминисценцией мы очень часто сталкиваемся у детей, если запоминаемый материал разный по эмоциональному воздействию (при первом воспроизведении они описывают лишь то, что было для них сильно в эмоциональном плане), если запоминаемый материал был сложным, и если ребенку предлагают свободное изложение материала. По данным С.Я.Рубинштейна до 65% информации в детской памяти подвержены реминисценции. На возникновение реминисценции влияет отношение заучивающего к материалу и степень овладения им содержанием материала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственном воспроизведении заученного материала имеет место в основном попытка восстановить этот материал, используя при этом, в основном, внешние ассоциативные связи. При отсроченном воспроизведении человек опирается главным образом на смысловые связи. Поэтому для реминисценции характерна бóльшая гибкость. Во время непосредственного воспроизведение забывание приводит к остановке воспроизведения, при воспроизведении с помощью смысловых связей мы обходим слабые места.

Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз , первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

Уточнение: от забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, который определяется логикой смыслового содержания выполняемой мыслительной задачи.

Классификация памяти. Рассматривая вариации памяти, обычно говорят о видах, формах и типах памяти. Виды памяти связывают с модальностью (качеством запоминаемого материала). Формы связаны с волевым компонентом в структуре процесса памяти. Именно «намеренные» формы памяти интересуют практиков. Методы совершенствования получили название мнемотехник. Термин «тип» используется при описании временных характеристик памяти.

Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти :

  • по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
  • по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам - , ультракратковременная память;
  • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Законы памяти:

Закон интереса – Интересное запоминается легче.
Закон осмысления – Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки – Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия – Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста – При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения – При изучении похожих понятий наблюдается эффект “перекрытия” старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда – Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём .
Закон края – Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения – Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости – Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Рифмизация.
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Метод Цицерона на пространственное воображение.
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
  • Методы запоминания цифр:
    • закономерности;
    • знакомые числа.

Процессы памяти

  • Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
  • Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
  • Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс . Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

  • Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем . С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Топографический кретинизм может быть вызван многочисленными нарушениями, включая трудности с восприятием, ориентацией и запоминанием.

Классификация видов памяти по критериям

  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память

Время

  • оперативная
  • промежуточная

Организация запоминания

  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Свойства памяти человека

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки емкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM). Также Херберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. Конрад (1964) показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Нарушения памяти

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти - амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

  • Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
  • Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
  • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

Мифология, религия, философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай, - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

Человек на протяжении всей жизни приобретает и теряет различные способности своего разума.

Это делает его уникальным существом . Одной из таких способностей является память.

Она позволяет запечатлеть важные моменты. А иногда человек теряет ее, как и все воспоминания.

Понятие

В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются , которыми управляет наша психика.

Среди них:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации , ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.

Ее можно сравнить с фототехникой , задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.

Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.

Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.

Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — . Однако к самому процессу запоминания он не относится.

Законы и закономерности

Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить .

Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:


Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с : непроизвольным и произвольным.

Если это касается непроизвольного запоминания , то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.

Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.

При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.

Закономерности такого вида запоминания строятся на:

  • понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
  • создании структуры информации;
  • представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
  • составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
  • составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
  • использовании мнемотехники, или мнемоники, — , облегчающих запоминание.

Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.

Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:

Основные теории

Ассоциативная теория памяти является основополагающей в психологической науке.

Аристотель вывел принципы ассоциации, согласно которым человек связывает несколько предметов или событий вместе с целью запоминания.

Также ее основоположниками являются немецкие психологи Генрих Мюллер и Герман Эббингауз, которые разработали понятие ассоциации в ее связи с феноменом памяти.

Согласно смысловой теории памяти , в процессе запоминания мы выделяем суть информации.

Это не сугубо механическое запоминание, а попытка понять истину и ядро материала.

Основоположниками данной теории считаются Альфред Бине, французский психолог, и Карл Бюлер, психолог и лингвист из Германии.

Память как вид психологической деятельности трактует теория общепсихологической деятельности . У ее истоков стоит французская школа психологии памяти, представителями которой являются Пьер Жане, Жан Пиаже и Теодюль Рибо.

Их заслуги выразились в определении памяти как некой системы действий, направленных на процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Советские исследователи данной области Анатолий Александрович Смирнов и Петр Иванович Зинченко рассмотрели данную теорию с точки зрения осмысливания человеком своей деятельности.

Доказательством стало изучение процессов памяти на протяжении жизни человека. В его результате выяснилось, что чем старше становится человек, тем его деятельность становится опытнее, а память крепче и целенаправленнее.

Гештальтпсихологическая теория памяти основывается на запоминании человеком информации в виде целостных образов («гештальт» — целостная структура, система образов).

Ее правила можно соотнести с законом одновременных впечатлений.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин доказали, что процесс запоминания происходит намного легче при построении структуры запоминаемого материала, нежели при поиске ассоциаций.

Бихевиористсткая (поведенческая) теория памяти базируется на разработках Ивана Петровича Павлова — «стимул-реакция».

Данная теория предполагает осуществление упражнений, необходимых для запоминания информации. Зигмунд Фрейд при изучении поведенческой теории указал на влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс запоминания.

Поскольку мир становится более компьютеризированным, психологи чаще стали уделять внимание информационно-кибернетической теории памяти .

Согласно ее постулатам, мозг -; это своеобразный компьютер. На основании знаний о работе памяти человека изобретаются компьютерные процессы ее сохранения.

В психологии также имеет место быть также физиологическая теория памяти . В современной психологической литературе также встречается под названием условнорефлекторная теория.

На основании исследований Павлова память материально образовывается на условных рефлексах, которые образует кора полушарий головного мозга.

Петр Кузьмич Анохин, советский физиолог, развил идеи Павлова в данном русле. Под воздействием определенных раздражителей происходят физиологические процессы, которые вызывают запоминание.

Физическая теория памяти основывается на нейрофизиологических процессах.

Другое ее название — теория нейронных моделей, которая обязана своему существованию опытам Уайлдера Пенфилда, канадского нейрохирурга.

Он подтвердил, что воспоминания тесно связаны с возбуждением участков коры головного мозга, пронизанных мельчайшими клетками на нейронном и молекулярном уровне.

Основоположники химической теории памяти утверждают, что процессы запоминания осуществляются при помощи химических изменений, происходящих в нейронных клетках при действии определенных раздражителей.

Подтверждением тому является наличие в нашем организме ДНК, которая является носителем наследственной памяти, и РНК как носителя индивидуальной памяти.

Данную теорию развил шведский биохимик Хольгер Хиден. Советский ученый Александр Лук называет его именем отдельную теорию, образовавшуюся в рамках химической, — теорию Хидена .

Таким образом, память — своеобразный емкий процесс, над которым работает не только наше сознание и бессознательная часть, но миллиарды мельчайших клеток нашего организма.

Понятие, процессы, виды и законы памяти:

Память - это психический познавательный процесс, направленный на организацию и сохранение прошлого опыта человека с целью создания новых программ для реализации их в деятельности. Основываясь на этих программах, человек адекватно реагирует на внешний мир и адаптируется к изменяющимся условиям. Феномен памяти включает в себя процесс прохождения информации от ее восприятия через отбор, механизмы хранения и воспроизведения до возвращения во внешний мир в форме поведения и различных стратегий деятельности.

Память связывает прошлое человека с его будущим через настоящее. Она представляет собой временной канал передачи информации. Ни один познавательный процесс не связан так со временем, как память. Благодаря ей осуществляется отсчет времени и внутренняя фиксация прошлого опыта, т. е. объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом. Оценка времени соотносится с нанесением некой отметки времени (запоминание происходит как бы впрок, для того чтобы использовать заученную информацию в будущем). Такое запоминание закладывает прочные основы для воспроизведения информации. Текущие события и собственные действия оцениваются человеком относительно и прошлого, и настоящего, и будущего времени.

Обращенность памяти в будущее позволяет человеку с наибольшей вероятностью и целесообразностью использовать ее возможности. Механизмом этого процесса выступает вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (И. М. Фей- генберг, 1977). Эффективности вероятностного прогноза способствует ряд параметров: давности событий (прогноз осуществляется на основе опыта последнего периода жизни человека); неожиданности событий или удивления (прогноз строится на ярких, необычных событиях); «порога» вероятностного прогноза. Нарушение последнего параметра приводит к дезорганизации вероятностной структуры прошлого опыта. Наряду с высоковероятными признаками событий маркируются отметками будущего времени маловероятные признаки, которые при актуализации затрудняют воспроизведение информации.

Как сложный психический процесс память выполняет функции фиксации воспринимаемой информации, удержания ее в латентном (скрытом) состоянии, актуализации и забывания. Названные функции реализуются через такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс фиксации воспринимаемой информации. Важным его условием является понимание информации и ее осмысление. Последнее определяет эффективность сохранения информации в памяти.

Под сохранением понимается процесс реконструирования материала и долговременного его удержания.

Воспроизведение - это процесс, направленный на актуализацию запечатленной информации в памяти.

Забывание связано с уменьшением возможности воспроизвести информацию. Благодаря забыванию сознание освобождается от перегрузок прошлого опыта для переработки нового материала. По мнению психологов, забывание оставляет «ключ» к информации, отправляемой на временное хранение. Для того чтобы забыть информацию, ее нужно правильно закрепить, используя различные способы (группировку, структурирование, мнемотехнику).

Процессы памяти взаимосвязаны и оторванность их друг от друга дезорганизует ее работу. Почему иногда трудно воспроизвести информацию? Потому что фундамент воспроизведения закладывается при ее запоминании. Если он непрочен, то воспроизведение информации, как правило, затруднено.

Об уникальности памяти свидетельствуют некоторые феномены: «на кончике языка», «все или ничего», «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого».

Феномен «на кончике языка» состоит в том, что человек помнит значение слова, но не может вспомнить само слово, оно как бы «вертится» на языке. Феномен «все или ничего» проявляется в том, что человек помнит само слово, но не может вспомнить его значение. Феномены «уже виденного», «уже слышанного» и «пережитого» связаны с явлением парамнезии (обманов памяти). Они объясняются смешением или сходством эпизодов настоящего времени с событиями прошлого. Возникает

«иллюзия во времени», человек как бы узнает вновь забытые им реальные события прошлого.

С памятью связано также явление конфабуляции, или ложного припоминания, которое проявляется в невероятных воспоминаниях человека. Иллюстрацией могут служить фантастические воспоминания Хлестакова - героя пьесы Гоголя «Ревизор»: «...С Пушкиным на дружеской ноге...».

Индивидуальные особенности памяти связаны с ее феноменальными проявлениями. Хорошо развита зрительная память у ткачей, которые различают множество оттенков черного и серого цветов, обонятельная - у парфюмеров, двигательная - у спортсменов и танцоров, вкусовая - у дегустаторов.

Феноменальной, или исключительной, памятью обладали Наполеон, Суворов, академик Иоффе, шахматист Алехин, мнемонист Шерешевский. По оценкам биографов, Наполеон и Суворов знали в лицо всех своих солдат и помнили их по именам. Алехин проводил сеансы одновременной игры с десятками партнеров, удерживая в памяти многочисленные комбинации. Уникальность памяти Шерешевского проявлялась в том, что он мог через длительный интервал времени с фотографической точностью воспроизводить информацию. В процессе запоминания Шерешевский использовал яркие образы, которые помогали ему закреплять материал. Кроме того, он испытывал трудности с забыванием информации. Чтобы стереть ее из памяти, ему приходилось использовать разные приемы (записывать, сжигать записи), но, к сожалению, это не приводило к нужному результату. Излишняя информация, хранящаяся в памяти Шерешевского, мешала ему воспринимать новую. Свою феноменальную память он демонстрировал на сцене, работая мнемонистом.

Память человека многообразна. В зависимости от содержания материала и форм его воспроизведения память может быть образной, эмоциональной, моторной или двигательной и словесно-логической. По времени хранения выделяют кратковременную и долговременную виды памяти. По цели - запомнить - память делят на произвольную и непроизвольную.

Генетически исходной является образная память, благодаря которой человек получает достаточно обширную и точную информацию об окружающем. В образной памяти эта информация перерабатывается на различных сенсорных каналах. Наиболее изучены зрительный и слуховой виды памяти. Элементарной формой проявления образной памяти являются последовательные образы. Время хранения этих образов минимально - менее одной секунды. Они не регулируются сознанием, их нельзя произвольно вызвать или продлить.

Другим видом образной памяти является эйдетическая память (от греч. слова эйдос - картина, образ, идея). Это более сложный вид памяти, характеризующийся точным и полным сохранением ярко выраженных наглядных образов. Люди, обладающие этой памятью, продолжают «видеть» изображение даже через длительное время. Их называют эйдетиками. Эйдетическая память рассматривается как феноменальная память.

Изучением эйдетической памяти занимались венгерские психологи братья Йенш, которые объясняли ее работу деятельностью органов внутренней секреции, связанной с индивидуальными различиями, конституцией, возрастом, а также с географическими условиями жизни человека. Было выделено два типа людей, обладающих этой памятью. У первого типа возникновение эйдетических образов обусловлено потребностно- мотивационной и эмоциональной сферами личности, т. е. действием психологических факторов. Таких людей относили к базедовоидному типу. У второго типа эйдетическая память обусловлена особенностями запоминаемой информации, т. е. действием физиологических факторов. Этот тип назывался тетоноидным (Психология памяти, 1998).

Эйдетическая память обладает некоторыми особенностями, отличающими ее от последовательных образов: длительностью хранения информации (эйдетические образы могут воспроизводиться через 20 и более лет); произвольностью воспроизведения в любой промежуток времени; яркостью, четкостью и полнотой независимо от времени хранения; постоянством образов (тем не менее, это не застывшая фотографическая картина мира).

Более сложной формой проявления образной памяти являются образы представлений, которые обладают полимодальностью, т. е. включают элементы зрительных, слуховых и других образов. Они являются результатом сложной познавательной деятельности. Процесс распознавания образов включает элементы сопоставления информации, выделения существенных признаков и отнесения их к определенной категории, в результате чего осуществляется ее узнавание и воспроизведение. Образы представлений изменяются в процессе хранения, подвергаясь реконструкции. Изменение этих образов П. П. Блонский связывал с процессом реинтеграции - восстановления образов, благодаря чему осуществляется воспоминание. Процесс реинтеграции осуществляется на основе различных ассоциаций, что способствует более продуктивному воспроизведению материала (П. Г1. Блонский, 1976).

Эмоциональная память трактуется как память на пережитые человеком чувства. Одним из первых изучал ее Т. А. Рибо, который использовал понятие «аффективная память». По его мнению, материалом реконструкции в эмоциональной памяти являются чувства человека. Он выделил два вида эмоциональной памяти: ложную и настоящую. Благодаря первой воспроизводятся события с присоединением «аффективного отпечатка».

Вторая связана с воспроизведением целостного аффективного состояния, испытанного человеком в прошлом.

В настоящее время под эмоциональной памятью понимается процесс отражения человеком ранее пережитого эмоционального состояния с вызвавшей его ситуацией и субъективным к ней отношением. С точки зрения Е. А. Громовой, такое определение эмоциональной памяти связано со структурой эмоций, включающей три компонента: субъективное переживание, выразительные реакции и систему запуска (Е. А. Громова, 1980).

Субъективные переживания зависят от значимости события и от отношения к нему человека. Это отношение всегда определяется его индивидуальными особенностями. Выразительные реакции сопровождают возникновение эмоций и обеспечиваются генетически закрепленными механизмами. Система запуска - это ситуация, вызывающая субъективное переживание разной степени интенсивности. Чем значимее для человека ситуация, тем интенсивнее его чувства и эмоции. Например, чувство страха у одного и того же человека, пережившего землетрясение и автокатастрофу, может быть одинаковым. Выразительные реакции - тоже: ужас на лице. Однако пережитая эмоция страха в первом случае (землетрясение) будет вспоминаться в ситуации, напоминающей землетрясение, во втором - в ситуации, схожей с автодорожной аварией. Другими словами, субъективное переживание обусловливается системой запуска.

Эмоциональная память обладает рядом особенностей: надмодальностью, т. е. независимостью от конкретного сенсорного раздражителя (ностальгия может быть вызвана и музыкой, и запахами, и знакомым голосом или их сочетанием), быстротой и прочностью формирования эмоциональных образов, непроизвольностью их запоминания и воспроизведения, «эволюцией» во времени. Последнее проявляется в том, что с течением времени эмоции притупляются, и воспроизводится не само первоначальное чувство, а воспоминание о нем.

Существуют различные точки зрения на то, какая информация запоминается лучше: приятная или неприятная. 3. Фрейд считал, что информация, связанная с отрицательными эмоциями, забывается. Забывание он объяснял механизмом вытеснения, который срабатывает в результате нарушения принципа удовольствия. По мнению П. П. Блонского, наоборот, неприятные впечатления остаются в памяти дольше, чем приятные. Больше всего запоминаются те события, которые вызывают у человека боль, страдание и страх.

Моторную (двигательную) память определяют как память на движения, в том числе и речевые. Первоначально истоки моторной памяти видели в памяти- привычке, которая связана с механическим выучиванием разного рода движений и закреплением их в процессе повторения. Однако такое представление о двигательной памяти является упрощенным. По мнению Н. А. Бернштейна, моторная память - это процесс творческой переработки информации о двигательных навыках, благодаря чему осуществляется их совершенствование. Ее работа объясняется принципом уровневого и кольцевого регулирования, согласно которому каждый двигательный акт различается по своей смысловой структуре и двигательному составу. Последующий навык не повторяет предыдущий, а становится совершеннее. Информация о движениях, хранящаяся в памяти, приобретает для человека все новый и новый смысл. Вряд ли танцор или спортсмен достигнет мастерства в деятельности, если не будет пользоваться двигательной памятью. Это явление нашло отражение в принципе развития памяти «повторение без повторения» (А. Г. Асмолов, 1996).

Содержанием словесно-логической памяти являются сложные вербальные конструкты, требующие осмысления и понимания. Это предполагает смысловую форму переработки информации, которая осуществляется различными методами. Смысловая группировка предполагает разбивку информации на части по содержанию, что способствует ее осмыслению. Выделение смысловых опор дает возможность более глубоко понять запоминаемый материал. Благодаря им большая по объему информация «сжимается», свертывается для ее переработки. Способ соотнесения новых знаний с прошлым опытом дает возможность лучше понять и осмыслить воспринимаемый материал.

Исходя из времени хранения информации, выделяют кратковременную и долговременную виды памяти.

В кратковременной памяти информация храниться не более 10-30 секунд. Материал, хранящийся в ней, может сразу актуализироваться или передаваться в долговременную память. Объем кратковременной памяти ограничен и составляет 7 ± 2 элемента («магическое» число Мюллера). Под элементами понимаются не только отдельные буквы, цифры, знаки, но и их сочетания. Чем лучше структурирован материал для запоминания, тем больше информации способен переработать этот вид памяти. Забывание в кратковременной памяти объясняется процессом интерференции, затормаживания вновь поступающей информацией.

В кратковременной памяти информация хранится в вербально-акустической форме, предполагающей кодировку слов в звуки, т. е. образ оформляется в то или иное понятие. Специфика этой формы хранения отражается в ошибках, допускаемых при воспроизведении материала: акустических или артикуляционных. Акустические ошибки прослеживаются в смешении элементов, сходных по звучанию, а не по внешней (видимой) форме. Чаще всего смешиваются фонетически близкие буквы: М и Н, а не П и Н. Артикуляционные ошибки допускаются в тех случаях, когда слова кодируются не в звуки, а в последовательность мышечных сокращений, необходимых для произношения.

Информация в кратковременной памяти может храниться и в семантической форме, в форме значений, однако преимущество отдается акустическому кодированию (П. Линдсей, Д. Норман, 1979).

Объем кратковременной памяти не чувствителен к длине ряда хранящихся в ней единиц. Он зависит от структурирования информации. Чем лучше структурирован материал для запоминания, тем больше информации способна переработать кратковременная память. За счет этого расширяется ее объем.

Долговременная память характеризуется тем, что объем ее практически не ограничен, информация хранится в ней бесконечно. Существенной характеристикой долговременной памяти является в основном семантическая форма хранения, т. е. информация в процессе закрепления кодируется по смысловому содержанию.

Сохранение информации в долговременной памяти зависит от того, как она закодирована. Процесс кодировки информации в долговременной памяти организуется по принципу ассоциаций. Когнитивные психологи отмечают некоторые особенности этого процесса, улучшающего работу памяти человека:

  • ? опора на старые, сильные ассоциации, что избавляет от создания новых ассоциаций;
  • ? сужение поля поиска ассоциаций, что обеспечивает запоминание информации ее включением в контекст дополнительной, легко извлекаемой;
  • ? систематизация поиска информации, благодаря тому, что кодирование вносит порядок в случайный поиск;
  • ? увеличение объема запоминаемой информации за счет преимущественно семантического кодирования;
  • ? защита возникшей новой ассоциации от искажающего влияния других.

Особую трудность в долговременной памяти представляет поиск информации, который можно представить в виде алгоритма:

  • 1) определение стратегии поиска;
  • 2) осуществление отбора пробной информации;
  • 3) активизация поиска в долговременной памяти;
  • 4) осуществление принятия решения о продлении поиска или отказе от него;
  • 5) выбор ответа и его реализация (Р. Аткинсон, 1980).

Кроме кратковременного и долговременного видов памяти выделяют оперативную, или рабочую, память. Благодаря ей информация актуализируется в данный момент времени, по выражению Аткинсона, как момент текущего сознания.

По цели - запомнить - память делится на произвольную и непроизвольную. Произвольной памятью называется активный процесс, обусловленный мнемиче- ской направленностью. Главная роль отводится функции запоминания. Произвольная память предполагает использование различных способов переработки информации с целью ее запомнить. Эти способы связаны с группировкой материала по внутренним и внешним связям, с использованием различных мнемических средств (метод «вешалок», словесных посредников, парных ассоциаций и др.). В произвольном запоминании существенная роль принадлежит повторению. Благодаря ему запоминаемая информация реконструируется и обновляется, обеспечивая ее осмысление и понимание.

Непроизвольное запоминание наиболее глубоко исследовалось в отечественной психологии в школе П. И. Зинченко. Он связывал работу этого вида запоминания с деятельностью человека, с такими ее важными компонентами, как цели, мотивы и способы осуществления. Если человек ставит цель сопоставить воспринимаемую информацию, систематизировать ее, то она запоминается непроизвольно, становясь предметом его деятельности.

Влияние способов осуществления деятельности на непроизвольное запоминание зависит от ее содержания. Чем содержательнее связи, которые раскрываются в изучаемой информации, тем продуктивнее непроизвольное запоминание, поскольку оно требует мыслительной активности человека.

Мотивы обеспечивают эффективность непроизвольного запоминания в том случае, если они связаны с целями и способами осуществления деятельности. В частности, включение человека в игровые ситуации улучшает непроизвольное запоминание за счет игровой мотивации. Увлеченность игрой позволяет эффективно переработать информацию в непроизвольной памяти. Ее продуктивность определяется содержательными отношениями, которые существуют между мотивами и целями деятельности.

В психологии сформулирован ряд закономерностей памяти.

Запоминание информации определяется ее характером: объемом, разной степенью осмысленности, однородностью - неоднородностью.

Воспринимаемый материал не всегда соответствует объему памяти человека. Чаще всего он его превышает. Для того чтобы переработать такую информацию, используются различные способы. Благодаря этому она свертывается в меньшую по объему и вводится в контекст дополнительной с целью лучшего запоминания.

Существенное влияние на работу памяти оказывает запоминание осмысленной информации, которая осуществляется благодаря смысловым связям. Причем, семантическая переработка информации ведет как к уменьшению числа повторений, так и времени, необходимого для заучивания. Об этом свидетельствуют данные зарубежных и отечественных психологов. Так, в экспериментах Дж. Гилфорда при заучивании 15 бессмысленных элементов затрачивалось 20 повторений; 15 слов - 8 повторений, а 15 слов, имеющих смысловую связь, 3 повторения. По данным С. Л. Рубинштейна, осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического заучивания.

Кроме объема, осмысленности материала, на память оказывает влияние степень его однородности - неоднородности (сходства и различия). Степень сходства затрудняет процесс запоминания и требует большего числа повторений. Однородные элементы, перемежаясь с разнородными, несхожими, запоминаются лучше. Эта особенность памяти связана с «эффектом фон Ресторф». В силу своей изолированности от других, непривычности для восприятия информация эффективно перерабатывается в памяти. Однако следует учитывать тот факт, что с увеличением числа неоднородных элементов, процесс запоминания информации будет ухудшаться.

Немаловажную роль в работе памяти играют упражнения. По оценкам психологов, они способствуют закреплению информации. Благодаря упражнениям материал понимается и осмысливается. Впервые на позитивную роль упражнений обратил внимание Г. Эб- бингауз.

Влияние упражнений на запоминание зависит от их оптимального распределения. Этот вопрос изучался в двух направлениях: 1) изменения времени для нахождения оптимума распределения упражнений; 2) изменения продолжительности упражнений при постоянном временном интервале. В первом случае речь идет о варьировании временных интервалов между упражнениями, что дает возможность найти оптимальный интервал времени, для которого количество упражнений будет наименьшим, а результат - наилучшим. Во втором случае речь идет о варьировании упражнений при постоянном временном интервале (с уменьшением количества упражнений улучшается запоминание). Тем не менее, вопрос об оптимальном распределении упражнений зависит от мнемической задачи, ее характера, сложности и индивидуальных особенностей человека.

По данным М. Н. Шардакова, в первый день без упражнений запоминается 77 % информации, с использованием упражнений - 88 %; через три-четыре дня сохраняется 66 % информации, с использованием упражнений - 84 %; через один месяц без упражнений - 58 %, с упражнениями - 70 %; через два месяца без упражнений - 48 %, с упражнениями - 52 %; через шесть месяцев без упражнений сохраняется 38 %, с использованием упражнений - 60 %. Предпочтение отдается повторению с использованием упражнений, поскольку актуализируются старые ассоциации.

При распределении упражнений во времени необходимо иметь в виду, что продуктивность запоминания может изменяться в течение дня. Наивысший пик достигается с 8.00 до 12.00 и с 15.00 до 16.00. Кроме того, оказывают влияние возраст, динамика психической активности и уровень интеллектуального развития в целом.

Существенная роль в запоминании отводится установкам человека, его мотивации и эмоциям. Их влиянием обусловливается значимость для человека той информации, которую он воспринимает. Установка влияет на сам факт запоминания, его полноту, длительность хранения. Благодаря ей запоминаемый материал включается в различные жизненные контексты и закрепляется в различных временных системах, т. е. в широких схемах жизнедеятельности человека. При долговременной и кратковременной установках на запоминание наиболее полно и точно воспроизводится информация в первом случае.

На память влияет мотивация человека. Она опосредует процессы запоминания. Мотивировать могут оценочные действия: похвала, одобрение, подбадривание и др., информация о собственных результатах, достижениях, успехах. Существенную роль в запоминании играют незавершенные действия, которые оставляют в памяти прочные следы. Это явление связано с «эффектом Зейгарник». Главная роль отводится квазипотребностям человека, которые являются побудителями мнеми- ческой деятельности. По данным Б. В. Зейгарник, прерванные действия запоминаются лучше, чем завершенные в 1,9 раза.

На работу памяти оказывают влияние и эмоции человека. Они могут как активизировать процессы памяти, так и тормозить их. Эмоционально насыщенная информация, положительная или отрицательная, запоминается лучше, чем нейтральная. Кроме того, эмоции могут способствовать стиранию информации из памяти. Чаще всего это обусловлено критическими ситуациями, экстремальными условиями, когда человек переживает аффект, потрясение, стресс. В состоянии аффекта или стресса наблюдается полная или частичная амнезия (потеря памяти). Иногда информация может воспроизводиться ошибочно, искаженно.

Развитие памяти человека зависит от организации информации для запоминания, которая осуществляется различными способами. Наиболее изучены способы группировки и структурирования воспринимаемого материала.

Смысловая группировка предполагает разбивку информации по смысловому содержанию, т. е. по внутренним признакам. Психологами выделяется непроизвольно интуитивный и произвольно дискурсивный способы смысловой группировки. Непроизвольно интуитивный способ не является особым действием разбивки информации для запоминания. Его можно назвать примерной разбивкой материала. Произвольно дискурсивная группировка является произвольным действием, включенным в познавательный процесс. Благодаря ей осуществляется выделение главных тем или разделов в запоминаемой информации, ее разбивка, сравнение отдельных частей. Процесс носит не интуитивный характер, а ярко выраженный дискурсивный характер.

Та информация, которая не поддается группировке, структурируется. Способ структурирования предполагает организацию материала для запоминания в определенные структуры на основе близости информации по смыслу или по форме. Материал структурируется вследствие конфигурационной или ритмической организации. Конфигурационной организации подвергаются пространственные ряды бессмысленных слогов, цифр, букв. Кроме того, этим способом запоминаются статистические данные и исторические даты.

Посредством ритмической организации словесный материал приобретает структурную оформленность. Примерами могут служить запоминание речевок, номеров телефонов, которые накладываются на определенный ритм или рифму. Например, Эйзенштейн запоминал номера телефонов, накладывая их на определенную мелодию.

При запоминании информации используются также мнемотехнические средства. Мнемотехника - это специально созданный прием, способствующий лучшему запоминанию. В основе мнемотехнических средств лежит принцип создания ориентировочных схем или опор, способствующих эффективному заучиванию. Наиболее известен метод локуса (локальной привязки), который основан на создании ряда опор, объективно существующих и хорошо знакомых человеку. К этим опорам «привязывается» информация для запоминания. Как отмечает У. Найссер, извлекающийся образ объекта, локализованный в конкретном месте, позволяет воспроизвести заученную информацию (У. Найссер, 1981).

Применение метода локуса должно отвечать определенным требованиям, следование которым может предотвратить ошибки воспроизведения.

  • 1. Создание ориентировочных схем не должно нарушать естественность расположения опор, поскольку препятствует готовности к сбору информации в конкретном месте.
  • 2. Нежелательно использовать две сходные опоры, поскольку это дезорганизует мнемическую деятельность. Лучше сгруппировать похожие предметы, использующиеся в качестве ориентировочных схем.
  • 3. Нежелательно использовать как опоры двери, потому что они стандартны. Исключением могут быть лишь двери особой конструкции или формы.
  • 4. Нежелательно использовать в качестве ориентировочных схем предметы, имеющие в доме непостоянное место, так как также нарушается готовность извлечь информацию там, где она локализовалась.
  • 5. Нежелательно перегружать мнемическую систему. Опоры должны запоминаться постепенно.

Метод словесных посредников основан на создании вербальной схемы образов, способствующей заучиванию. Примером использования этого метода является запоминание падежей существительных, цветов спектра, числа Пи и др.

Метод парных ассоциаций строится на основе создания мысленных схем. В качестве ассоциаций лучше использовать конкретные слова, а не абстрактные понятия, потому что именно конкретное содержание способно скорее создать мысленный образ. При предъявлении пары слов для запоминания создается зрительный образ - воображаемая ситуация, включающая оба слова: морковь - почтовый ящик; жук - кресло; рыба - пожар и др.

По оценке У. Найссера, воспроизведение информации предвосхищается в процессе ее заучивания (У. Найссер, 1981).

Формированию правильной схемы объектов способствует дополнительный контекст, который представляет собой более широкие жизненные схемы. Он может быть внешним и внутренним. Внешний контекст предполагает создание ориентировочных схем, основанных на объективных факторах, которые помогают извлечь информацию из памяти (место, время, люди, природа и т. д.). Внутренний контекст предполагает установки, интересы, мотивы, эмоции человека, которые способствуют запоминанию той или иной информации.

Таким образом, запоминание информации обусловлено не только выявлением смысловых, внутренних связей в воспринимаемой информации, но и внешних связей с использованием мнемотехнических средств.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

  1. сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
  2. то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
  3. раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);
  4. раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
  5. то, что более всего связано с потребностями данного человека;
  6. то, что является объектом активной деятельности.

Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

  1. осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
  2. выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;
  3. выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;
  4. содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;
  5. эмоционально-эстетическая насыщенность материала;
  6. возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
  7. установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;
  8. материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Произвольная память – память целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3–4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловлена ретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим от предшествующих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называется фактором края.

Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – "ахиллесову пяту" конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Вот как звучит, например, первое четверостишие стихотворения Н. М. Языкова "Муза":

Богиня струн пережила
Богов и грома и булата.
Она прекрасных рук в оковы не дала
Векам тиранства и разврата.

Трудно запомнить перечень из 18 разнообразных предметов. Но перечисление покупок Ноздрева, героя "Мертвых душ", не оказывается слишком сложным для запоминания. В этом нам помогает сам автор, который осуществляет необходимую контрастную организацию перечня. "Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватало денег".

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействии, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia – воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двувначных чисел:

10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, т. е. включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта – основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 24816326 4128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его построения (рис. 83).

Произвольное запоминание образного материала также облегчается выявлением принципа его организации (рис. 84).

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение "Иванов колол сахар", то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: "Иванов колол сахар щипцами". Этот феномен объясняется непроизвольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

Итак, память – не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания. Воспоминание – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение , связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций. Воспроизводимые образы предметов или явлений называется представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений – их обобщенность и фрагментарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представления – обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные; представления – более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли. Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например, фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления – обобщенно и опосредованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату прошлого. И только специально организуемая контрольная деятельность – сопоставление, критическая оценка – приближает реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения – продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.

Материал запоминается в контексте деятельности человека. Прежде всего в памяти откладывается то, что было наиболее актуально, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие – затрудняющие факторы деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особенности индивида.

Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти – узнавание отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и конформности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память – не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого события, в объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном и временном смещении событий или их фрагментов, утрировании, акцентировании личностно значимых сторон события, смешении функционально однотипных объектов.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона событий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категориально-понятийное) поле индивида. Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является "слепком" этих воздействий. Степень расхождения представлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

Память человека интенсивно функционирует и за порогом сознания. В настоящее время она моделируется при помощи электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хранение информации. Тогда как память человека – постоянно самоорганизующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно воспринимавшейся и логически переработанной информации.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетическими (от греч. eidos – образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов – персеверация (от лат. perseveratio – упорство).

Память базируется на тех психических процессах, которые совершаются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответственно и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по структурно-смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен). Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

По расчетам известного кибернетика Джона Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии.

Алехин мог играть по памяти (вслепую) с сорока партнерами одновременно.

Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи выдающейся образной памяти людей художественного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались Глазунов и Рахманинов. Художник Н. Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект – выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти – у одних людей сильна словесно-логическая память, у других – образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции.