Темы ситуативных бесед подготовительной группе. Картотека бесед в старшей группе детского сада картотека (старшая группа) на тему. «О профессии строителей»

Картотека ситуативных бесед по образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие».

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».

Сентябрь:

1.Целевая прогулка к зданию школы. Встреча с учениками – выпускниками детского сада.

Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире. Формирование положительного отношения к школе.

2. Беседа: «Если с другом вышел в путь»

Цель : Закрепление представлений о дружбе и товариществе.

3 . Беседа: «Всё начинается со слова «Здравствуй».

Цель: Закрепление формулы словесной вежливости».

4 . Дидактическое упражнение: «Давайте расскажем Вупсеню и Пупсеню, что такое дружба»

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Октябрь:

1. Игровое упражнение: «У меня зазвонил телефон»

Цель: Закрепление навыков телефонного этикета.

2. Беседа: «Мы – защитники малышей»

Цель: Воспитание заботливого отношения к малышам. Формирование понимание слова «заботливость».

3 . Беседа: «Драться или договариваться»

Цель: Закрепление умения договариваться друг с другом.

4. Беседа: «Правда и ложь»

Цель: Формирование представлений о честности и лживости.

Ноябрь:

1. Беседа: «Не жди, когда тебя попросят о помощи: учись сам видеть, кому нужна помощь»

Цель: Формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.

2.Беседа: «Всегда будь вежлив».

Цель: Закрепление формул словесной вежливости.

3 . Беседа: «Терпение и труд всё перетрут»

Цель: Воспитание волевых качеств, умения преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

4. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Закрепление умения давать оценку своим поступкам.

Декабрь:

1. Беседа: «Как играть и не ссориться»

Цель: Закрепление умения договариваться.

2 . Беседа: «Справедливость – хорошее качество человека»

Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки.

3 . Дидактическое упражнение: «Кто кому уступит место»

Цель: Закрепление навыка поведения в общественном транспорте».

4 . Беседа: «Вежливость в разговоре».

Цель:

Январь:

1. Беседа: «Умнее тот, кто уступает».

Цель: Закрепление умения договариваться, помогать друг другу.

2 . Дидактическое упражнение: «Докажи, что ты прав».

Цель: Формирование навыков культуры разговора, умения слушать собеседника, не перебивать без надобности, умения доказывать свою точку зрения.

3 . Беседа: «Правила поведения на занятии».

Цель: Воспитание организованности, дисциплинированности.

4. Беседа: «Всегда ли вы правы».

Цель: Закрепление умения давать оценку собственным поступкам.

Февраль:

1 . Беседа: «Будь смелым».

Цель: Ознакомление детей с понятиями «смелость» и «трусость».

2 . Беседа: «Как мы ведём себя на улице»

Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.

3 . Беседа: «Как быть гостеприимным»

Цель: Формирование понятия «гостеприимство», навыков гостевого этикета.

4 . Беседа: «Какими должны быть настоящие мужчины»

Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам, развитие в девочках и мальчиках качеств, свойственных их полу.

Март:

1. Тема: «Умей выслушивать другого»

Цель: Формирование умения слушать собеседника.

2 . Беседа: «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения играть вместе, трудиться, заниматься.

3 . Беседа: «Гости в дом – радость в нём»

Цель: Закрепление навыков гостевого этикета.

4.Беседа: «Умеешь ли ты дружить?»

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений, умения вместе играть, трудиться, заниматься.

Апрель:

1. Беседа: «Как мы можем позаботиться о старших»

Цель: Формирование заботливого отношения к пожилым людям, умения помогать им.

2 . Беседа: «Вежливый ручеёк»

Цель: Обогащение словаря формулами словесной вежливости.

3 . Дидактическое упражнение: «Угадай моё настроение».

Цель: Формирование умения понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам.

4. Беседа: «Умей прийти к общему решению»

Цель: Развитие волевые качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Май:

1. Беседа: «Бывают ли герои в мирное время?»

Цель: Закрепление умения правильно оценивать свои поступки, и поступки других.

2. Беседа: «Чем мы гордимся в нашем посёлке»

Цель: Закрепление представлений детей об истории и культуры родного района, достопримечательностей родного посёлка. Воспитание бережного, заботливого отношения к своему посёлку.

3 . Беседа: «Как дарить подарки»

Цель: Ознакомление с правилами гостевого этикета: «Ты пришёл в гости».

4. Беседа «Волшебные слова».

Цель: Воспитание уважения друг к другу, к старшим, посторонним. Формирование у детей понимания того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее.

Комплексно- тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Ребенок в семье и сообществе».

Сентябрь:

1.Беседа «Не одежда красит человека, а поведение»

Цель: Совершенствование навыков культуры поведения и речевого общения. Коммуникативная игра: «Комплименты».

2 . Беседа: «Права и обязанности дошкольника»

Цель : Ознакомление с правами (право на игру, на занятия, на прогулку) и обязанностями (содержать своё тело в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам).

3 . Беседа «Обещал – значит, выполни».

Цель: Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания.

4. Беседа «В гостях у Барбариков. Что такое доброта?»

Цель: Формирование у ребенка представлений о доброте, как положительном качестве человека.

Октябрь:

1. Беседа: «Мои бабушка и дедушка»

Цель: Закрепление знаний о самом себе, своей семье. Воспитание уважительного отношения к старшим членам семьи.

2 . Беседа: «Если вдруг тебя обидели»

Цель: Закрепление знаний о Праве ребёнка на защиту от вмешательства в личную жизнь.

3 . Беседа: «Каким я был, каким я стал, каким я буду»

Цель: Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.

4 . Беседа: «Я или мы»

Цель: Формирование умения ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих.

Ноябрь:

1. Беседа : «Традиции нашей семьи»

Цель: Закрепление знаний детей о семейных традициях.

2 . Беседа: «Такие разные дети»

Цель: Закрепление представлений детей о национальностях и расах.

3. Беседа: «История моей семьи»

Цель: Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны. Показать роль каждого поколения в разные периоды жизни.

4 . Беседа: «Самое доброе слово «мама»

Цель: Воспитание любви к матери.

Декабрь:

1. Беседа: «Зачем нужно учиться»

Цель : Формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе. Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка: право на образование.

2 . Беседа: «Как стать стройной»

Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для девочек.

3 . Беседа: «Как стать сильным»

Цель: Формирование представлений о питании и режиме дня для мальчиков.

4. Беседа: «Кто и как заботится о твоём здоровье»

Цель: Знакомство с правами ребёнка: право на медицинскую помощь.

Январь:

1. Беседа: «Чем мне нравится наш детский сад»

Цель: Формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать своё мнение.

2 . Беседа: «Новогодний утренник в детском саду»

Цель: Закрепление знаний о праздновании Нового года в детском саду.

3. Беседа: «Что мне нравиться делать в детском саду».

Цель: Выявление разносторонних интересов детей.

4. «Что мы едим в детском саду».

Цель: Закрепление знаний о полноценном питании детей в детском саду.

Февраль:

1. Беседа: «Научились и узнали в детском саду».

Цель: Формирование представления детей о себе как об активном члене коллектива.

2. «Кому, какие дают имена»

Цель: Закрепление знаний о происхождении имён.

3.Беседа: «О скромности и зазнайстве».

Цель: Формирование представления детей о понятиях: «скромность и зазнайство».

4. «Откуда произошли фамилии»

Цель: Формирование представлений детей о происхождении фамилий.

Март:

1. Тема: «В нашей группе самые хорошие девочки»

Цель: Формирование рыцарского отношения к девочкам.

2. Беседа: «Как и зачем люди отдыхают»

Цель: Ознакомление с правами ребёнка: право на отдых.

3 . Беседа: «У нас дружная семья»

Цель: Закрепление знаний о своей семье, о родственных отношениях в семье.

Цель: На основе гендерной принадлежности выявление интересов по чтению художественной литературы.

Апрель:

1 .Дидактическое упражнение: «Как сказать, чтобы не обидеть».

Цель: Формирование умения справедливо и доброжелательно оценивать поступки других.

2 . Беседа: «Мы и наши права»

Цель: Закрепление знаний о Конвенции о правах ребёнка.

3 . Беседа: «Сильных не бойся, слабых защищай»

Цель: Развитие умения заботитьсяо малышах, выражать сочувствие, формирование отзывчивости.

4. Беседа: «Кто я и кем хочу быть?»

Цель: Расширение представлений детей о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Май:

1.Беседа: «Мы помним наших героев» (прадедушек, прабабушек)

Цель: Ознакомление детей о воинских подвигах, наградах прадедушек, прабабушек.

2.Беседа: «Учусь прощать»

Цель: Формирование умения детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

3. Беседа: «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек».

Цель: Формирование представления детей о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений. Развитие навыка доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развитие культуры взаимоотношений между детьми противоположного пола; способствование сплочению детского коллектива, созданию дружеской атмосферы в группе.

4.Беседа: «Моя родословная»

Цель: Закрепление умения создавать генеалогическое древо с опорой на историю семьи.

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Сентябрь:

1. Игровое упражнение: «Дружные дежурные»

Цель: Закрепление умения накрывать на столы, правильно раскладывать столовые приборы.

2. Беседа: «Каждой вещи – своё место»

Цель: Совершенствование умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

3. Игровое упражнение: «Больница для книг»

Цель: Развитие умения отбирать книги, подлежащие ремонту, ремонтировать их совместно с воспитателем.

4 . Дидактическое упражнение: «Как надо правильно заправлять постель»

Цель: Закрепление умения заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать одеялом.

Октябрь:

1. Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок»

Цель: Развитие умения самостоятельно объединяться для совместного труда, оказывать помощь друг другу.

2 . Беседа: «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

Цель: Формирование умения самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

3 . Беседа: «Во что мы одеваемся осенью»

Цель: Формировать умение самостоятельно

одеваться, раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафу.

4 . Беседа: «Об осенних сезонных работах»

Цель: Закрепление знаний о труде взрослых на огороде, в саду, в парках.

Ноябрь:

1. Беседа: Вот он – хлебушко душистый с хрусткой корочкой, витой».

Цель: Воспитание желания добросовестно выполнять обязанности дежурных (расставлять хлебницы), быть аккуратными (не сорить на столе крошками).

2 . Беседа: «Чтобы выглядеть опрятным»

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

3 . Дидактическое упражнение: «Кто правильно и быстро положит одежду»

Цель: Закрепление умения размещать свои вещи на стуле перед сном.

4 . Беседа: «Организация дежурства по уголку природы».

Цель: Формирование умения дежурить по уголку природы: поливать растения, удалять сухие листья, вести календарь природы.

Декабрь:

1. Беседа: «Кто приходит на помощь в трудной ситуации?»

Цель: Закрепление знаний детей о труде спасателей.

2. Беседа: «Я в аптеку пойду и лекарства куплю».

Цель: Закрепление и расширение знаний о труде фармацевта, провизора.

3.Беседа: «Как ухаживать за комнатными растениями».

Цель: Формирование умения опрыскивать растения, рыхлить землю в цветочных горшках.

4.Беседа: «Надо, надо умываться».

Цель: Совершенствование навыка умывания.

Январь:

1. Игровая ситуация: «Приготовим оборудование для занятия».

Цель: развитие чувства ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.

2. Игровое упражнение: «Сушка одежды после прогулки».

Цель: Формирование умения детей ухаживать за своими вещами, воспитание бережного отношение к вещам, привычку к порядку.

3. Беседа: «На фотовыставке»

Цель: Закрепление знаний о труде фотографа.

4. Беседа: «О труде младшего воспитателя».

Цель: Закрепление знаний о труде младшего воспитателя.

Февраль:

1. Игровое упражнение: «Мы самостоятельные».

Цель: Закрепление умения ухаживать за своими вещами, просушивать их после прогулки.

2 . Беседа: «Я – инспектор ГИБДД»

Цель: Уточнение и закрепление знаний о труде инспектора ГИБДД.

3.Беседа: «Выбираем книги»

Цель: Уточнение и расширение знаний о труде библиотекаря.

4. Беседа: «Бравые солдаты»

Цель: Закрепление знаний детей о военных профессиях.

Март:

1 . Игровая ситуация: «Маленький помощник»

Цель: Поддерживание желания ребенка помогать взрослым дома, поддерживать чистоту и порядок в помещении, оказывать помощь взрослым при организации режимных моментов. Создание безопасных условий для деятельности. Воспитание аккуратности, старательности.

2 . Дидактическое упражнение: «Как помочь товарищу».

Цель: Формирование привычки следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

3. Помощь инструктору по физической культуре по уходу за спортивным инвентарём.

Цель: Развитие умения выполнять поручения, аккуратно работать с водой

4 . Игровое упражнение: «Мы ложимся спать».

Цель: Закрепление умения аккуратно складывать одежду перед сном, аккуратно ставить обувь.

Апрель:

1 .Трудовая деятельность: «Ремонт коробок от настольно – печатных игр».

Цель: Закрепление умения содержать в порядке игрушки.

2 . Беседа: «Маленькие чистюли».

Цель: Закрепление и совершенствование полученных навыков, воспитание привычки следить за чистотой тела.

3 .«Приходите за покупками».

Цель: Закрепление знаний о труде продавца, кассира.

4. Дидиктическое упражнение «Салфетки – наши помощники».

Цель: Закрепление умения детей пользоваться салфетками, показать удобство их использования в различных ситуациях.

Май:

1. Беседа: «Кто лечит животных»

Цель: Закрепление знаний о труде ветеринара.

2. Игровое упражнение: «Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями».

Цель: Развитие умения детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

3 . Беседа «Как мы ухаживаем за цветочной клумбой»?

Цель: Закрепление умения детей ухаживать за растениями, растущими на участке детского сада.

4. Дидактическое упражнение: «Шнурки и бантики».

Цель: Закрепление умения детей завязывать шнурки и банты.

Комплексно-тематическое планирование ситуативных бесед по разделу: «Формирование основ безопасности».

Сентябрь:

1. Прогулка-экскурсия по улице Ленина р. п. Краснозерское.

Цель: Расширение знаний детей об улице: дорога делится на две части - проезжая и тротуар; улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрёстком.

Закрепление знаний об осевой линии, которая делит дорогу на две части, благодаря чему обеспечивается спокойное двустороннее движение.

2 . Беседа: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»

Цель : Расширение представлений детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

3 . Игровое упражнение: «Игры во дворе».

Цель: Ознакомление детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности. Обсуждение возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте посёлка.

4 . Беседа: «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: Формирование представления ребёнка о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Октябрь:

1. Беседа: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».

Цель : Закрепление представлений детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях.

2. Беседа: «Красный, жёлтый, зелёный»

Цель: Закрепление знаний о работе светофора, о правилах перехода улицы по светофору.

3 . Беседа: «Правила поведения при общении с животными»

Цель: Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4 . Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по осенним дорожкам шагать»

Цель: Закрепление представлений детей о правилах поведения во время прогулок в осенний период.

Ноябрь:

1. Беседа: «Микробы и вирусы»

Цель: Формирование элементарных представлений об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)

2. Беседа: «Конфликты между детьми»

Цель: Формирование умения самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

3. Беседа: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице».

Цель: Формирование представления детей о том, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

4.Беседа: «Предметы, требующие осторожного обращения»

Цель: Формирование представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь их самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Декабрь:

1. Беседа: «Небезопасные зимние забавы»

Цель: Закрепление правил безопасности во время проведения зимних игр.

2. Беседа: «Одежда и здоровье».

Цель: Формирование представления детей о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра, Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться

3 . Беседа: «Будь внимательным и осторожным».

Цель: Закрепление представлений детей о правилах безопасности при проведении подвижных игр, спортивных упражнений, о правилах поведения в спортивном зале.

4 . Беседа: «Твоя безопасность на улице»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.

Январь:

1. Беседа: «Знает каждый гражданин этот номер – 01»

Цель: Закрепление знаний о работе пожарной службы. Закрепление знаний о том, что в случае возникновения пожара звонят по телефону «01», при этом называют своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

2 . Беседа: «Безопасность во время игр зимой на прогулке».

Цель: Формирование представлений детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

3. Беседа: «Где положишь, там и возьмёшь»

Цель: Закрепление знаний о том, что в целях безопасности дома, в группе детского сада, надо поддерживать порядок.

4. Беседа: «Витамины и здоровый организм»

Цель: Формирование представления детей о том, как витамины влияют на организм человека.

Февраль:

1. Беседа «Что такое переохлаждение».

Цель: Формирование знаний о том, как зимой нужно особенно следить за своим здоровьем, чтобы не простудиться.

2. Беседа: «Дорожные знаки».

Цель: Формирование умения детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

3. Беседа: «Опасные предметы дома»

Цель: Закрепление знаний детей о правилах пользования колющими и режущими предметами.

4. Беседа: «Готовы ли мы стать пассажирами»

Цель: Закрепление правил поведения в общественном транспорте.

Март:

1. Беседа: «Домашние помощники»

Цель: Закрепление правил пользования электроприборами.

2. Беседа: «Осторожно, сосульки!»

Цель: Закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице в период таянияснега и появления сосулек.

3. Беседа: «Детские страхи».

Цель: Формирование умения детей справляться со своими страхами.

4. Беседа: «Конфликты между детьми».

Цель: Формирование умения детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

Апрель:

1. Беседа: «Взаиосвязь и взаимодействие в природе».

Цель: Развитие у детей понимания того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влият и чистота водоёмов, почвы и воздушной среды.

2. Беседа: «Здоровье и болезнь».

Цель: Развитие умения детей заботиться о своём здоровье, Избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

3. Беседа: «Пожароопасные предметы».

Цель: Формирование представления детей об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя пользоваться как в городе, так и в сельской местности.

4. Беседа: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где ты живёшь?»

Цель: Формирование представления детей о том, что они должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти их место жительства.

Май:

1.Беседа: «Режим дня».

Цель: Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

2. Беседа: «Гроза. Гром. Молния».

Цель: Закрепление знаний детей о данных явлениях природы, о правилах поведения человека в этих условиях.

3. Беседа: «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте посёлка.

Цель: Развитие представлений детей о различных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в условиях прикатании детей в черте посёлка на велосипеде (самокате, роликовых коньках), рассмотреть с детьми правила поведения в таких ситуациях.

4. Беседа: «На воде, на солнце …»

Цель: Закрепление представлений детей о том, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правилами безопасности.

Картотека бесед

в старшей группе

«Дорожная азбука»

Цель : продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их-

не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные), предназначенные для пешеходов.

Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

«Полосатая зебра»

Цель : расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

«Планета Земля в опасности"

Цель : способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

«Москва – столица нашего Отечества»

Цель : дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.

«День знаний»

Цель : уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

«День матери»

Цель : закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.

«Новый год»

Цель : р асширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.

«Крещение»

Цель : объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства.

«Масленица»

Цель : продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

"Наша Армия".

Цель : дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки вы­сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

«Первый космонавт»

Цель : продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.

«День Победы»

Цель : продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

«Пасха»

Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.

«Кубань-Родина наша»

Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.

«Казаки – защитники Отечества»

Цель : Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.

«Умеешь ли ты обращаться с животными»

Цель : дать детям знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.

Предложить детям запомнить правила:
1. Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
2. Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.
3.Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время сна.
4.Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
5. Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.

«Витамины укрепляют организм»

Цель : продолжать закреплять знания детей пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины. Воспитывать желание быть здоровыми.

«Режим дня: для чего он нужен?»

Цель : формировать у детей навыки здорового образа жизни, связанные с режимом дня; умение выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, гигиенические процедуры, прогулка). Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.

«Чистота-залог здоровья»

Цель : воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.

«Опасные предметы дома»

Цель : закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепить знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

«Если ты гуляешь один»

Цель : развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило - «Не трогать на улице незнакомые предметы». «Никогда! Никуда! Ни за что не ходи с чужим человеком!

«Цветы»

Цель : дать понятие, что такое цветок. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде местах произрастания.

«Садовые цветы»

Цель : продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного отношения к цветам, желанию заботится о растениях.

«Комнатное растение»

Цель : продолжать закреплять у детей элементарные представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.

Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).

«Луговые цветы»

Цель : познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название растений и их признаки. Воспитывать бережное отношение к растениям луга. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Зимующие птицы »

Цель : расширять представления детей о зимующих птицах.
Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

«Перелетные птицы»

Цель : формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли), (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании.

«Птицы».

Цель : закрепить, уточнить и обобщить знания детей о жизни птиц, о том, как птицы приспосабливаются к зиме. Знать зимующих и перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы, снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать. Развивать умение поддерживать беседу.

«Береги природу»

Цели : расширять представления детей о растительном и животном мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, любят ее. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать добрые поступки.

«Будь вежлив»

Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им, а девочкам благодарить мальчиков за оказанную услугу. Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека. Поощрять попытки вы­сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

«Наш детский сад - большая семья»

Цель : закреплять знания детей о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

« Страны дружбы»

Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»- умение вместе играть, делиться игрушками. Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения. Познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь.

«Зима»

Цель : систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

«Весна»

Цель: обобщить и расширить представления о весне, признаки наступления весны. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края. Поощрять попытки вы­сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

«Осень»

Цель : расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

«Лето»

Цель : обобщить и систематизировать представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

«Насекомые»
Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
«О профессии пожарного»

Цель : расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного. Активизировать интерес детей к различным профессиям. Закрепить правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к людям мужественных и героических профессий.

«О профессии строителей»

Цель: расширять представления о профессии строителей. Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителей. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.

«Почтальон»

Цель: расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. Расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей.Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для других отвечать на вопросы и задавать их.

«Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова».

Цель : дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес. Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев. Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.

«Дикие животные Севера»

Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом диких животных. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз. Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются.
Прививать любовь к животным.

« Домашние животные»

Цель : закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.

«Народная культура и традиции»

Цель : продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого.

«Мой любимый детский сад»

Цель : воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение.

«Наша Родина-Россия».

Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

«Мои любимые игрушки»

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку детей класть игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения, обосновывать её.

«Театр»

Цель : формировать у детей интерес к театру. Расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства. Продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример). Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение). Развивать умение детей поддерживать беседу.

Козлова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4" "Журавлик"
Населённый пункт: Псковская область г. Великие Луки
Наименование материала: статья
Тема: "Ситуативный разговор"
Дата публикации: 17.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Ситуативный разговор»

Ситуативный

разговор

специально

проектируемая

педагогом

возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование

коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода

формированию

диалогической

недопустимость

сведения

ситуативного

разговора

освоению

вопросно-ответной

Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений,

формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю

деятельности

использовать

решения воспитательных обучающих развивающих задач. В каждой ситуации

возникает

проблема,

требующая

Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести

новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный

эмоциональный

ситуативном

разговоре

совершается

мыслительный

припоминания,

суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная

умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно

быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации

связано и со способностью к сдержанности: уметь внимательно слушать

других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в

памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка

дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми

Участие в ситуативном разговоре добровольное, основанное на интересе

Позиция взрослого как партнера по общению;

Изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает

право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его

темы, уходить от неприятных ситуаций;

Планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня,

чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

Длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от

возраста детей;

Предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в

зависимости

особенностей

ситуативного

разговора.

Технология проведения ситуативного разговора

Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского

внимания,

активного

открытого

некоторых

коллективном

обсуждении

ситуации

определенного

волевого

преодолеть

застенчивость

высказаться

присутствии

Воспитателю

продумать

логическую

структуру

ситуативного

разговора:

последовательно

расположить

материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и

объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации

и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу

необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно

подключать

активному

ситуации

Ситуативные

разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение

игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от

возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от

подмечает

деятельности.

Например,в

группе целесообразно

проводить

ситуативный

разговор,

побуждающий

ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать (например,

что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте

специально

планируемыми

ситуативными

разговорами

викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей»

Примерное

планирование

ситуативных

разговоров

воспитательно-

образовательном процессе.

Наименование режимного момента

Тематика ситуативных разговоров

Прием детей и уход домой

«Я должен спросить маму»

Ситуативный

разговор

правилах

хорошего тона

Умывание

«Чистота

здоровья» Следует

напомнить детям о правилах поведения

умывальной

н е о б х о д и м о

з а к а т а т ь

р у к а в а,

намыливать руки и выполнять прочие

процедуры над раковиной, о том, что

нельзя разбрызгивать воду). Напомнить

о том, что пользоваться можно только

своим полотенцем, а после процедуры

умывания нужно аккуратно вешать его

на свое место.

Прием пищи

Ситуативный

разговор

правилах

поведения за столом. При организации

завтрака,

необходимо

обратить

внимание детей на то, как

зависимости

уточнить

названия

некоторых

отметить

н е с кольк и х

о б о з н ач и т ь

важность

необходимость

профессий.

Рассказать

продуктов,

витаминах.

Одевание и раздевание

Ситуативный

разговор

«Одежда».

Необходимо

напомнить

название

н а з н а ч е н и е, последовательность

одевания и раздевания.

Подготовка к прогулке, возвращение

с прогулки

«Как правильно одеваться зимой»

Подготовка

подъем со сна.

Ситуативный разговор о пользе сна;

о необходимости ежедневной зарядки.

Прогулка

защитить

Поговорить

особенностях

природы в этот период.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Ромашка»

с. Раевский муниципального района Альшеевский район Респ. Башкортостан

Консультация для воспитателей ДОУ.

«Ситуативный разговор с детьми дошкольного возраста в ДОУ».

Выполнила:

воспитатель Завиялова Т.С.

2018 г.

План.

  1. Практическая часть.

Ситуативный разговор с детьми второй младшей группы в ДОУ.

Тема: «Любимая книжка».

2. Теоретическая часть.

Консультация для воспитателей.

Тема: «Ситуативный разговор с детьми дошкольного возраста в ДОУ».

Ситуативный разговор.

Тема: «любимая книга».

Цель: формирование диалогической речи детей, умение слушать, понимать заданный вопрос и правильно отвечать на него.

Материал: книга. клей - карандаш, салфетка.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Дети подходят к столу).

Воспитатель: что это?

Дети: книга.

Воспитатель: а что написано в этой книге?

Дети: сказка.

Воспитатель: правильно, сказка. Посмотрите на обложку и скажите, как называется эта сказка?

Дети: теремок.

Воспитатель: молодцы, это наша любимая книжка. Давайте посмотрим на картинки. (Воспитатель листает страницы, обращает внимание детей на оборваные страницы).

Воспитатель: ребята, посмотрите, что случилось с нашей книгой?

Ответы детей.

Воспитатель: что же нам теперь делать?

Ответы детей:

Воспитатель: нам нужно починить эту книгу Как мы это сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня есть клей- карандаш, давайте ее заклеим.

Дети вместе с воспитателем заклеивают книгу.

Воспитатель: Вот теперь наша книга целая, как новая, и мы еще много раз ее прочитаем. Давайте поставим ее в уголок книги.

Дети относят книгу, ставят на полку.

Ситуативные разговоры с детьми.

Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются ситуативные разговоры.

Ситуативный разговор - специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач ситуативного разговора только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно - воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, - все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:

  • участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
  • позиция взрослого как партнера по общению;
  • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • длительность ситуативного разговора от 3-5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.

Технология проведения ситуативного разговора.

Ситуативный разговор как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности. Например,в младшей группе целесообразно проводить ситуативный разговор, побуждающий ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».

Примерное планирование ситуативных разговоров в воспитательно-образовательном процессе по теме «Быть здоровыми хотим»

Наименование режимного момента

Тематика ситуативных разговоров

Прием детей и уход домой

«Если ты потерялся»

«О вредных привычках»

«Я должен спросить маму»

Умывание

«Чистые руки - залог здоровья» Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (умение пользоваться носовым платком)

Прием пищи

Ситуативный разговор о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться вилкой, ножом)

Ситуативный разговор о пользе продуктов, о витаминах.

Одевание и раздевание

Ситуативный разговор о необходимости следить за своим внешним видом

Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки

«Как правильно одеваться зимой» ъ

«Мокрые варежки»

Подготовка ко сну, дневной сон, подъем со сна.

Ситуативный разговор о пользе массажа, закаливания;

Ситуативный разговор о доступных средствах укрепления здоровья (соблюдение режима дня, необходимость ежедневной зарядки, закаливание)

Прогулка

«Болезни и микробы»;

«Как защитить нос от мороза»

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. В диалоге принимают участие, прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.

Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать сокращения, разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком. Ребенок учиться произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. Умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в самом раннем возрасте, ибо именно здесь происходит зарождение и развитие монологической речи.

Как известно, первичной формой существования языка является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.

Многие исследователи отмечают, что между устной и письменной речью есть много общего: обе эти формы являются средством общения, и для той и для другой необходим словарный запас, а кроме того, необходимо применять разнообразные способы связи слов внутри предложения и способы связей между предложениями. Эту связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль. Выделяя особенности устной речи, которая, играя большую самостоятельную роль, является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи. На основе устной речи идет усвоение лексического богатства языка; она является первоосновой синтаксиса письменной речи.

Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

Диалог - не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулирует их речевое взаимодействие. Диалог характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой - либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой. Выявление умения строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) показывает, может ли ребенок пользоваться разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы для развития монологической речи детей. Способность ребенка вступать в общение со взрослым и сверстником является важной для характеристики его коммуникативных умений. Взрослые (воспитатели, их помощники) поощряют инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу. Любое инициативное высказывание ребенка показывает его коммуникативную направленность и может быть оценено взрослым как положительный факт в стремлении ребенка к общению .

Для ведения диалога характерны выполнение таких правил, как:

Соблюдение очередности в разговоре;

Необходимость выслушать собеседника, не перебивая;

Поддерживать общую тему разговора .

Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога - как речевыми, так и социальными.

Участие в диалоге требует сложных умений:

Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

Менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли;

Слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого педагог создает ситуации общения на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Педагогу необходимо грамотно строить беседы на занятиях, на таких примерах ребенок, конечно же, будет учиться, а в игровых и режимных моментах создавать условия для общения: самому начать разговор, предложить тему для общения детей, напомнить правила общения, которые предполагают, что когда один человек говорит, то другой его слушает и т. д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Педагогические условия развития диалогической речи в ДОУ велики, ведь ребенок находится в коллективе своих сверстников, а это одно из главных условий общения.

Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях . В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку .

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (ситуация общения). Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения .

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?). В средней и особенно в старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение.

Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах. Они вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К.Д. Ушинский).

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях. В старшей группе в разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними .

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета. Сначала к таким поручениям привлекают самых общительных детей, а постепенно и менее активных. Педагог просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг, мультфильмов, фотографий и т.п. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки .

Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д. Это общение обогащает диалогическую речь новыми выражениями, интонациями и т.д.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме ситуаций общения, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.По мнению А.Г. Рузской ситуация общения - это организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу .

В ситуации общения педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли .

Кроме того, во время общения педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали . В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и, прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными (А.П. Усова, Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.И. Залкинд, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова). Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.) . При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. «Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных», - писала Е.И. Тихеева. .Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. Подготовленная беседа имеет задачи: во-первых, прямую - научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую - отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов .

Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя. Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие .При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении старшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок. В старшем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интересным, можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, кто наряднее одет .

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому закономерно возникает еще один вид беседы, т.е. светская беседа - свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера. Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает диалогической речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность.

В современных программах, методических пособиях предлагаются разнообразные методы и приемы развития коммуникативно-речевых умений. В методике развития речи (А.М. Бородич) рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

Таким образом, разговоры, беседы, специально созданные педагогом ситуации общения, формируют умение слушать, поддерживать диалог, учитывать эмоциональное состояние партнера, что помогает дошкольнику обеспечить благоприятное вхождение в социум.

Выводы по 1 главе

1. Психологические исследования свидетельствуют о том, что диалогическая речь осваивается детьми постепенно. Полноценный диалог складывается у них только к концу дошкольного возраста. Поэтому задача развития диалогической речи считается одной из приоритетных.

2. В результате анализа психолого-педагогических источников выявлено, что несмотря на признание приоритетности задачи развития диалогической речи в дошкольном детстве, она остается мало изученной по сравнению с другими аспектами речевой работы с детьми. Это отрицательно сказывается на практике развития диалогической речи у дошкольников. Методические пособия рекомендуют учить детей задавать вопросы и отвечать на них, а другие диалогические единства хоть и включены в некоторые программы, но не подкреплены методическим обеспечением. Некоторые важные задачи, связанные с культурой диалога, вообще не включены в рекомендации.

3. В теории и практике дошкольного образования сложилось убеждение, что коммуникативно-деятельностный подход наиболее выражается в систематическом общении детей с педагогом и сверстниками в специально организованных ситуациях общения. Общение имеет огромное влияние на речевое развитие детей, поэтому в литературе по методике развития диалогическое речи рекомендованы в основном такие методы как беседы, специально организованные ситуации общения с детьми.