Развитие ребёнка. "Пальчиковые игры". Пальчиковая гимнастика «Зайчик» Пальчиковые игры заяц средняя группа

Пальчиковые игры:

Заяц:

1. Зайчишка

Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –

долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу)

2. Заяц и олень

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой.(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)
Он глядит в свое окно.
(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)
Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

3. Домик для зайчат

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
строят домик для зайчат.
(стучать кулачками друг о друга)
Вот с такою крышей (ладошки над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки)

4. Зайчишка

Наш зайчишка потянулся
Раз -два, раз-два,
Вправо, влево потянулся,
Раз – два, раз-два.
Лапки в стороны развел,
Раз – два, раз-два.
И цветочек вдруг нашел
Раз – два, раз-два.

5. Зайчик

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!

Вариант 2.

Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт «раз-два».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

6. Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Правая рука - выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука - «зайчик», левая рука - «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной
Этот зайчик - под другой.

7. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.
Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.
Он ударил: там-там-там!

Лошадь:

1. Едем – едем на лошадке

Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.

Едем – едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!

Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.

2. Скакала лошадка.

Посадите кроху перед собой, прикоснитесь ладонями к его раскрытым ладошкам (если вы погладите их, пальчики крохи раскроются), начинайте слегка похлапывать по ним, приговаривая:
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел,
За быстрой лошадкой
Угнаться хотел!

Затем возьмите в свои руки по маленькому мизинчику и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Переходим к разминке безымянных пальчиков:
Бежали за нею
Толпою овечки.
На очереди – средние пальчики:
По мостику стала
Лошадка бежать
Следом за ними переходим к разминке указательных:
За ней лягушата
Решили скакать!
В самом конце игры очередь доходит и до больших пальчиков:
Лошадка, лошадка,
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!

Кошка:

Вариант 1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок - ладошка.
Я иду, как кошка.

Вариант 2 (усложнённый).

При выполнении упражнения руки располагаются на столе.
Попеременная смена положений на счёт «раз-два».

«Раз»: левая рука - кулачок, правая рука - ладошка.
«Два»: левая рука -ладошка, правая рука - кулачок.

Повторить несколько раз.

Коза:

Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки.
Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Навстречу ей козёл спешит.
Дорогу уступить велит.

Бычок:

Шел бычок (показать рожки - для этого прижать к голове кулачки с выставленными из них указательными пальцами).

Вдоль забора -

Увидал мочало (расслабить ладони так, чтобы они бессильно повисли),

Начни сказочку сначала. Развести руки в стороны.

Петушок:

Идет, идет петушок -

Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.

Набок гребешок,

Указательный палец касается большого - получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх - это «гребешок» .

Красная бородка,

Костяная головка.

Два козлика:

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.


Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр.

Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка , этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка , третьего зайчика зовут Тришка , четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка , а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка . Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему – читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело. Упражнения лучше выполнять в приведенной ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени сложности.

Просыпались зайки

Утром на лужайке

Просыпались зайки.

Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.

– Здравствуй, солнце красное!

Поднимается большой палец.

– Здравствуй, небо ясное!

Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.

– Здравствуй, ёлка!

Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.

– Здравствуй, пень!

Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.

– Здравствуй, здравствуй,

Новый день!

Поднимается мизинец.

Все зайчики проснулись.

Мы морковку посадили

Мы морковку посадили,

Лето все за ней следили.

Зайчик, зайчик, в этот год

Не ходи к нам в огород!

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие.

Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.

Нечего проказить,

В огород к нам лазить!

Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком.Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.

Под березою нора

Под березою нора

Заглянуть в нее пора.

Зверь там или птица,

Кто в норе таится?

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора.

Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок…

… и засовывает пальчик в нору.

Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то «нора» сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...), зайчик не должен «убегать из норы».

Пойманные зайчики выбывают (стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и те зайчики, что убежали от добрых зверей.

Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами.

Прыг-скок!

Прыгают зайчишки

Прыгают зайчишки,

Серы шалунишки.

Играют двое. Пока взрослый произносит начало стишка, малыш сгибает и разгибает все пальчики одновременно, то сжимая их в кулак, то растопыривая как можно сильнее.

Чутко ушками прядут…

Малыш перебирает пальчиками вразнобой взад-вперед.

Ой, Медведи к ним идут!
(коровы, собаки , косули, куницы , полевки, девицы, еноты, лягушки, олени, лисицы , туристы )

варианты:

Ой, Песцы сюда идут!
(сурки, бобры, хорьки , козлы, ослы, жуки, кроты, ежи)

Слышат, Рыси к ним идут!
(волки , тигры , лоси, кошки, мыши, зубры, барсы , козы, белки)

Слышат, Мужики идут!
(барсуки, пастухи, гончие , хомяки, кабаны, лесники, червяки)

Пальчики плотно прижимаются друг к другу и дружно отклоняются назад, а малыш внимательно слушает, кто идет.

Мы не будем убегать!

Ими нас не напугать!

Если тот, кто идет, зайцам не опасен, то малыш отвечает стишком, а его растопыренные пальчики вместе с кистью наклоняются то вправо, то влево.

Прячемся под ели,

Чтобы нас не съели!

Если же тот, кто идет, страшен зайцам, то малыш прячет пальчики в кулак и отвечает стишком.

И так несколько раз с самого начала и разными героями. Если малыш ошибется, взрослый должен указать малышу на его ошибку и, при необходимости, дать объяснение.

Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться ролями.

Зайчики по лесу шли

Зайчики по лесу шли,

Большой палец пригибается к ладошке, а четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

Зайца нового нашли.

Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех.

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:

Четыре пальца вместе кланяются большому.

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

«Здравствуй!»

Указательный палец кланяется.

Средний палец кланяется.

Безымянный палец кланяется.

Мизинец кланяется.

«Здравствуй, милый друг ушастый!»

Все четыре пальца снова кланяются.

Заяц новый им кивал,

Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке.

В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! да

Большой «целует» три раза указательный палец.

Чмок! Чмок! Чмок!

«Был я очень одинок!»

Большой «целует» три раза средний палец.

Чмок! Чмок! Чмок! да

Большой «целует» три раза безымянный палец.

Чмок! Чмок! Чмок!

«С вами я дружить бы мог!»

Большой «целует» три раза мизинец.

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять!

Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

На старт! Внимание! Марш!

На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами-березками. Зайцы бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и обращены ладонями друг к другу. Говорится: «На старт!» Пальчики-зайчики сгибаются под прямым углом. Объявляется: «Внимание!» Зайчики сгибаются, касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: «Марш!», и рука с зайчиками, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам, пытаясь попасть зайцами между пальцами-деревьями, образуя «замок». Чем дальше зайцы от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с небольшого расстояния, и чтобы зайчики бежали не очень быстро. Главное, научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и длину пробега.

Зайцы и морковка

Зайцы в поле ловко

Дергают морковку.

Кто ее достанет,

Тот и кушать станет!

Указательный палец руки взрослого кладется на ладошку малыша с зайцами.

Ать! Ать! Ать! Ать!

Нелегко морковку рвать!

Пальчики-зайчики (кроме большого) по очереди пытаются коснуться «морковки».

Когда все зайчики морковку достали, палец отодвигается дальше к запястью.

Любопытные зайки

Ладони держатся друг напротив друга. Пальцы второй руки широко растопырены. Это деревца, между которыми будут выглядывать зайки.

– Выдра плавает в воде!

– Где? Где? Где? Где?

Указательный палец наклоняется вперед, стремясь образовать с ладонью и другими пальцами прямой угол, и по очереди на каждый «Где?» просовывается сначала между большим и указательным пальцами второй руки, затем между указательным и средним, потом между средним и безымянным и, наконец, между безымянным и мизинцем.

– Кошка бродит в лебеде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Средний палец проделывает то же, что до этого делал указательный.

– Дедка чешет в бороде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Безымянный палец проделывает то же, что до этого делали указательный и средний.

– Мышь играет на дуде!

Где? Где? Где? Где?

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).
Мизинец проделывает то же, что до этого делали указательный, средний и безымянный.

– Волк сюда идет большой!

Ой! Ой! Ой! Ой!

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Пальцы, начиная с указательного, на каждый «Ой!» по одному прижимаются к ладони.

Охота

Вышел Вася погулять,

Серых зайцев пострелять!

Играют двое. Один рисует на пальчиках зайчиков, а второй становится охотником. Оба играющих сжимают руки в кулаки и начинают синхронно трясти ими, как в игре «камень-ножницы-бумага», приговаривая начало стишка. После этого каждый выбрасывает из кулака один палец.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой!

Побегу-ка я домой!

Если пальцы совпали, например, оба мизинца, то зайчик напуган. Пальчик дрожит, а игрок говорит стишок. После этого зайчик убегает – наклейка снимается с пальчика, и он больше в игре не участвует.

Пиф-паф! Я не трус!

Никого я не боюсь!

Если пальцы не совпали, то охотник выстрелил в другую сторону. Пальчик-зайчик «прыгает», то сгибаясь, то разгибаясь и дразнит охотника стишком.

Игра повторяется до тех пор, пока не будут напуганы 4 зайчика из 5. После этого игроки меняются местами.

Зайчишки-хвастунишки

Громко хвастаются зайки

Возле ёлки на лужайке:

«Не боимся мы в лесу

Ни медведя, ни лису!»

Выпрямленные пальчики-зайчики в такт повествованию то с напряжением растопыриваются в разные стороны, то прислоняются друг к другу.

А услышали про волка,

Тут же спрятались под ёлку

И вповалку там лежат,

Вместе с ёлкою дрожат.

Пальцы с усилием сжимаются в кулак, и кулак мелко дрожит.

Мимо серый волк прошел,

Зайцев наших не нашел.

Вторая рука-волк, хлопая «пастью» о большой палец другими соединенными вместе пальцами, проходит мимо.

Говорим мы: «Зай-зай-зай!

Из-под ёлки вылезай!»

Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются.

Серый Волк увидел зайца

Серый волк увидел зайца

И сказал: «А ну сдавайся!

Очень кушать я хочу,

Вот тебя я проглочу!»

Зайчик бедненький дрожит,

А второй спасать бежит.

Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи.

Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему.

«Ах, вы так, а ну пугайтесь,

Сразу оба мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Вас обоих проглочу!»

И не стало б их на свете,

Но бежит спасать их третий.

Указательный и средний пальцы дрожат. К ним прислоняется безымянный палец.

«Вот вы как! А ну пугайтесь,

Сразу трое мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Всех троих я проглочу!»

Трое зайцев смерти ждут,

Но четвертый тут как тут.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний и безымянный дрожат. К ним прислоняется мизинец.

«Сколько вас! А ну пугайтесь,

Сразу четверо сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Четверых уж проглочу!»

Но там, где четыре брата,

Завсегда и братец пятый.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний, безымянный и мизинец дрожат. К ним присоединяется большой палец.

И заплакал серый волк:

«Вас тут зайцев целый полк!

Хоть я очень есть хочу,

Пятерых не проглочу!»

Потерял к ним интерес

И ушел обратно в лес.

Серый волк снова щелкает зубами.

Ладонь с волком поворачивается и «уходит».

Во лесу-лесочке

Во лесу-лесочке

Прятались за кочкой.

Рука с пальчиками-зайчиками кладется ладонью на стол. Вторая ладошка-«кочка» кладется перед ней невысокой горкой тыльной стороной вверх.

Коротышка,

Все пальчики-зайчики, не отрывая ладони от стола, приподнимаются вверх насколько возможно. Большой палец тут же кладется на стол – прячется.

Торопыжка,

Указательный палец кладется на стол.

Средний палец кладется на стол.

Безымянный палец кладется на стол.

И Трусишка.

Мизинец кладется на стол.

Посмотри-ка, Тришка,

Кто идет там?

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Средний палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Ну-ка, Коротышка,

Кто бежит?

Волчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Большой палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Посмотри-ка, Тишка,

Кто летит?

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Безымянный палец приподнимает-ся, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Глянь-ка, Торопыжка,

Кто кричит?

Мальчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!

Указательный палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Посмотри, Трусишка,

Кто шуршит там?

Мизинец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Ну, уж мышки братцы

Стыдно нам бояться!

Вся ладонь вместе с пальцами поднимается над кочкой, не отрывая низ ладони от стола. Чтобы было интереснее, можно менять выделенные строчки местами (подставлять Торопыжку к волчишке, Тишку к мишке и т.д.), развивая у малыша внимательность и реакцию. При этом он должен приподнимать те пальчики-зайчики, к которым по именам обращается ведущий.

В эту игру можно также играть, выполняя другое упражнение.

Во лесу-лесочке

Прятались в кусточке.

Соедините ладони, спрятав каждого зайчика за соответствующим пальцем второй руки.

Коротышка,

Большой палец выглядывает между большим и указательным пальцами другой руки и прячется обратно.

Торопыжка,

Указательный палец выглядывает между указательным и средним пальцами другой руки и прячется обратно.

Средний палец выглядывает между средним и безымянным пальцами дру-гой руки и прячется обратно.

Безымянный палец выглядывает между безымянным пальцем и мизинцем другой руки и прячется обратно.

И Трусишка.

Мизинец выглядывает из-за мизинца другой руки и прячется обратно.

Теперь пальцы под продолжение стихотворения выглядывают из «куста» в соответствие с именем зайчика – каждый пальчик в своем месте, а в конце – рука с зайчиками «смело» выходит из-за другой руки.

Приходили зайцы

Приходили зайцы,

Зайцы-побегайцы!

Рука с зайчиками сжата в кулак.

Коротышка,

Распрямляется большой палец.

Торопыжка,

Распрямляется указательный палец.

Распрямляется средний палец.

Татьяна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с помощью пальчиковых игр «В гости к зайчику»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к зайчику »

Цель : продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью пальчиковых игр .

Задачи :

развивать диалогическую речь : понимать и отвечать на вопросы воспитателя;

Продолжать развивать умение детей отгадывать загадки;

развивать мелкую моторику : добиваться согласованности речи и движений рук ;

Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение методом «тычка» ;

Воспитывать любовь к животным, отзывчивость, доброжелательность, желание помогать другим .

Материал : видео письмо от зайчика , игрушки : зайчик , ежик, белка, гуашь : красная, коричневая, оранжевая, тычки на каждого ребенка, листочки с изображением : морковки, грибочка, яблока, ширма, искусственные елочки.

Воспитатель и дети входят в зал.

В : Ребята, посмотрите сколько гостей в нашем зале . Давайте поздороваемся пальчиками .

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое, (пальцы правой руки поочередно соприкасаются с пальцами

Здравствуй небо голубое, левой руки)

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю (соединить руки в замок)

Всех я вас люблю!

В : Ребята, нам пришло видео письмо, давайте его посмотрим. («Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы очень дружные ребята, а у меня друзей в лесу нет и мне очень грустно.»)

В : Что же делать? Как помочь зайчику ? (ответы детей) . Где живет зайчик ? (ответы детей) Давайте поедем к зайчику в гости ! На чем поедем? (ответы детей) Давайте поедем на поезде. (дети строятся за воспитателем в колонну и под песню «Загудел паровоз» едут по залу)

В : Ребята, а где же зайчик ? (ответы детей) . Мы не будем здесь скучать, а начнем играть, с пальчиками про зайчика .

Пальчиковая игра «Зайчик и ушки »

Ушки длинные у зайки, (пальчики в кулачке )

Из кустов они торчат. (выставить вверх указательный и средний палец)

Он и прыгает и скачет, (наклонять пальчики вправо-влево )

Веселит своих зайчат . (сгибать и разгибать пальчики )

(звучит запись плач зайчика )

В : Ребята, вы слышите? Что это за звук? (ответы детей) Давайте поищем, кто здесь плачет? Здесь под елочкой кто-то сидит и хвостик у него дрожит. (дети находят игрушку-зайчик ) Кто это (ответы детей) . Правильно зайчик . Какого он цвета? Погладьте зайчика , какой он? (мягкий, пушистый) Что есть у зайки? Какие ушки у зайчика ? Сколько ушей у зайки? Покажите, как дрожит хвостик у зайчика ? (дети показывают движения) . Какое настроение у зайчика ? Почему? Что будем делать? Пойдемте искать друзей зайчику !

Музыкально- ритмическое движение «Зашагали ножки»

В : Топали мы топали, до елочки дотопали! Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. Кто это? Давайте я вас научу игре про Ёжика. Смотрите внимательно как надо играть и делайте вместе со мной.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Руки сложены в замок

Ежик, ежик колкий

Покажи иголки (Поднимаем пальчики не расцепляя руки )

Вот они! Вот они!

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки! (Пальчики опускаем )

Маленький колючий еж,

До чего же ты хорош!

Вот свернулся еж в клубок (пальцы рук сомкнуть в "замок")

Потому что еж продрог (сильно напрячь пальцы и кисти рук )

Лучик ежика коснулся (ослабить напряжение)

Ежик к солнцу потянулся (пальцы выпрямить , ладони сомкнуты, локти разведены в стороны )

В : Сколько теперь друзей у зайчика ? (ответы детей) . Хватит зайчику друзей ? Пойдемте дальше.

Мы идем, идем, идем и ничуть не устаем

А теперь ребятки, мы идем на пятках!

А вот и чей-то домик. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. Кто это? (ответы детей) Чей это домик? Ребята, давайте научим зайчика играть с белочкой пальчиками .

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке (согнутые кисти рук прижать к груди, как лапки)

Продает она орешки :

Лисичке-сестричке, (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой руке )

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок, (погладить себя по горлу сверху вниз)

Кому в платок, (протянуть вперед две ладони вместе)

Кому в лапочку. (протянуть вперед одну сложенную в виде ложечки ладонь) .

В : Молодцы! Ребята, давайте зайчику и его друзьям приготовим угощенье. (воспитатель предлагает детям на выбор иллюстрации для закрашивания тычком : яблоко, грибок, морковка).

В : А теперь нам пора в детский сад. Попрощайтесь с друзьями.

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Л. Савина

ЗАНЯТИЕ 17

Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм – схематично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.

2. Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).

Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминаемого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления).

У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля – то, в чем варят суп.

4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать).

На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов, раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять – без ручек).

Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 красивых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как продавцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить кувшины на 4 полки по другому признаку.

Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка.

Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради двумя руками одновременно грибок и черепашку по образцу.

Графический диктант.

Пальчиковая гимнастика «Черепашка».

– Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней.

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие».
Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик
черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.



Л. Савина

Профилактика нарушений зрения.

«Стрельба» глазами вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 2–3 раза.

И мышлении, да и просто улучшают настроение.

Самая простейшая и всем хорошо известная игра для самых маленьких на загибание пальчиков – «Сорока – ворона». Важно не просто загибать, но и проглаживать каждый пальчик от основания до подушечки. В старину у этой игры было продолжение. После того, как большой пальчик наказали за то, что он «кашки не варили, воду не носил, дров не рубил, печку не топил» и не дали ему кашки, он стал исправляться: «Вот он воду носит, дрова рубит, печку топит» (при этих словах большой палец сгибают и разгибают). Такое внимание большому пальцу уделялось потому, что он играет важную роль в хватательных движениях. Для этого важно научить ребенка держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Песенка про дождик.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап,

Мокрые дорожки,

Все равно пойду гулять,

Надевай сапожки.

Все время, пока поется песенка, малыш постукивает указательным пальчиком по ладошке, чередуя руки.

Пальчиковые игры для малышей помогут занять их досуг интересным и полезным делом, при этом развить его познавательные способности.

Наверняка крохе не раз приходилось видеть, как Вы шинкуете капусту или папа забивает гвозди.

Предложите следующие игры, которые ему наверняка понравятся:

Пальчиковая игра для малышей «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим – солим, (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трем – трем, (потирать кулак о кулак)

Мы капусту жмем – жмем. (сжимать и разжимать кулачки)

Пальчиковая игра «Строим дом»

Молотком стучу, стучу, (постукивать кулачком правой ручки по ладошке левой ручки)

Сто гвоздей заколочу. (поменять ручки)

Буду строить дом, дом, (поочередно ставить кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем. (над головой изобразить крышу ладонями)

Инна Светлова «Развиваем мелкую моторику»

Когда Вы освоите пальчиковые игры для малышей, можете попробовать создать свой теневой театр. Для этого Вам понадобится настольная лампа, темная комната, белая ткань на стене и немного фантазии. И тогда на стене оживут петухи, коровы, кошки, собаки и другие забавные животные. Ваш ребенок будет от этого в восторге.

стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, координацию рук, связную речь и словарный запас.

Когда заниматься?

1. Пальчиковые игры для малышей можно использовать в качестве зарядки утром. Я подобрала три подходящих комплекса из книги Инны Светловой «Развиваем мелкую моторику». Детям очень нравится. И много времени на нее тратить не приходится.

Начинаем мы с «Лесной зарядки»

Руки подняли и покачали – (Плавно покачивать поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу.

Руки согнули, (Встряхивать руки перед собой.)

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, (Горизонтальные одновременные движения руками

Плавно помашем – вправо-влево.)

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – (Присесть, руки отвести назад.)

Тоже покажем –

Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)

И ушами шевелит. (Руки на голове – ушки зайчика)

Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)

Надо зайке поскакать. (Поскакать на носочках)

Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)

Зайка – прыг – и ускакал. (Поскакать)

И завершает нашу утреннюю зарядку пальчиковая игра «Ехали – ехали» (самое любимое упражнение)

На лошадке ехали, (Легкие приседания, руки вытянуты, будто держат

В огород заехали. Вожжи)

Гоп-гоп-гоп! (Хлопки:два коротких, один длинный)

Гоп-гоп-гоп!

На машине ехали, (Повороты руками, которые будто держат руль)

До угла доехали.

Би-би-би! (Большим пальцем «побибикать»)

Паровозом ехали, (Рука сжата в кулаке вверху. Движение руки вниз-

До горы доехали. Вверх и т.д.)

У-у! (Широкое движение рукой сверх вниз)

2. Пальчиковые игры для малышей выручат Вас, когда ждете в очереди в детской поликлинике, едите в транспорте, стоите в пробке и т.д. И время проходит незаметно, а главное с пользой.

Похожие записи: