Национальный костюм Италии (фото). Итальянский народный костюм Национальный итальянский костюм

Итальянская традиционная кухня весьма разнообразна. Много отличий в пище северян и южан, городских и сельских жителей, а также в пище различных слоев общества. Однако в ассортименте блюд, в способах их приготовления и в режиме питания есть много общего для всей страны.

Завтрак итальянцев, как правило, легкий. В деревне он в большинстве случаев состоит из хлеба и сыра; в городе нередко лишь из чашечки кофе. Зато обед очень плотный. В него входят закуска (antipasto ), первое блюдо (;minestra ), второе блюдо и фрукты. Обычная принадлежность обеда итальянцев - красное виноградное вино.

В городе минестру чаще всего составляют блюда, приготовленные из макаронных изделий, которые в Италии весьма разнообразны по форме и качеству и носят различные названия (например, vermicelli , maccheroni , bucatini , spaghetti и др.). Все блюда из макаронных изделий называются pasta . Чаще всего пасту заправляют томатным соусом ( salsa dipomidoro ), реже маслом и сыром ( pasta asciutta ). В воскресенье готовят пасту с мясом. Часто пасту подают в сочетании с другими кушаньями - с фасолью, горохом или цветной капустой. Иногда первое блюдо состоит целиком из мяса - жареного, вареного или тушеного. Любимое мясное блюдо итальянцев - ragu : большой кусок мяса, сначала поджаренный до румяной корочки, а затем тушенный в томатном соусе.

Деревенская минестра - это главным образом очень густо сваренный суп ( zuppa ) из фасоли, бобов или овощей, подаваемый на стол с размоченным в нем хлебом. Само слово «дзуппа» означает «размоченный хлеб».

На второе чаще всего приготовляют различные овощные блюда - жареные овощи, сельдерей и пр. После мяса принято подавать овощной салат.

Очень распространенное блюдо как в городах, так и в деревнях - тушеная цветная капуста ( minestra di cavole fiore ), обильно приправленная оливковым маслом, каперсами и маслинами. Итальянцы вообще добавляют в пищу очень много специй и приправ.

Ужин чаще всего состоит из какого-либо холодного блюда - салата, винегрета, помидор или сыра - излюбленного кушанья всех сдоев населения. В Италии распространены всевозможные его сорта: несоленый сыр - (ricotto ), сыр из молока буйволиц ( mozzarella ), так называемый сливочный сыр ( fior di late ), соленый сухой сыр из овечьего молока ( pecorino ) и многие другие.

Из жиров итальянцы употребляют главным образом оливковое масло, но любят и свиное сало. Хлеб в большинстве областей Италии пшеничный; на севере часто пекут его и из кукурузной муки. Из этой же муки здесь приготовляют поленту ( polenta ) - нечто вроде круто сваренной каши, подаваемой на стол нарезанной ломтями.

В Северной Италии, особенно в области Венето, очень любят так называемые «дары моря» - различные моллюски. Из них готовят соус, который едят с пастой, и суп. На юге и на островах большое место в меню итальянцев занимают рыбные блюда. В настоящее время блюда традиционной национальной кухни не часто появляются на столе трудящихся.

В обычные дни большинство населения ест недостаточно. Из официальных парламентских данных следует, что треть итальянских семей почти не потребляет мяса, а свыше 25% семей ест его лишь раз в неделю.

Еще менее доступен многим итальянцам сахар. В стране, известной виноделием, более 25% семей почти совсем не потребляет вина.

Особенно голодно живет население Южной Италии и островов, где сильна аграрная безработица, а семьи обычно многодетны. Основная еда здесь - ржаной хлеб, фасоль, перец, маслины, бобы лупина, скудно приправленные оливковым маслом.

Резко отличается ассортимент, количество и качество повседневной пищи итальянского народа от его праздничной пищи. В беднейших деревнях Южной Италии крестьяне подчас в течение нескольких месяцев ведут полуголодное существование, питаясь в основном хлебом, луком и фасолью, для того чтобы скопить деньги и припасы к какому-нибудь празднику, например к пасхе, когда стол должен быть уставлен традиционными яствами. Тут появляются ветчина, колбаса, сосиски домашнего приготовления, долгие месяцы коптившиеся под потолком кухни. Подаются мясные горячие блюда, например жареная телятина или баранина в кисло-сладком соусе, овечий сыр, всевозможные маринады, сухие фрукты и т. п.

Во многих деревнях страны в дни больших религиозных и семейных праздников принято выпекать фигурные изделия из теста - pani е dolci casarecci (домашние хлебы и сладости). Они делаются в виде различных фигурок, подчас выполненных с большим художественным вкусом, и имею в каждой области свои традиционные формы.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Народный костюм итальянцев начал постепенно выходить из употребления с конца XIX в., но он еще не повсеместно вытеснен общеевропейским платьем. Наиболее стойко народная одежда держалась в южных областях страны, где во многих сельских местностях еще в 1930-х годах и мужчины, и женщины надевали традиционную одежду даже в будние дни. В некоторых горных пастушеских районах Апулии, Лацио, Сицилии и Сардинии народный костюм носят до сих пор. В северных областях будничная народная одежда почти совершенно исчезла уже в первой четверти XX в., но в некоторых альпийских долинах Пьемонта и Ломбардии женщины продолжают носить местные народные костюмы по праздникам.

Народные костюмы всех областей Италии всегда отличались яркостью и многообразием. Свои весьма колоритные костюмы раньше имелись не только в основных крупных исторически сложившихся областях страны, но даже в провинциях, а нередко (особенно в горных местностях) и в деревнях. Кроме того, различались костюмы будничные, праздничные и свадебные. Одежда различалась по возрастному и социальному признакам: костюм девушки не был похож на костюм замужней женщины, одежда горожан резко отличалась от одежды крестьян. Но несмотря на все отличия, основные элементы итальянского народного костюма были общими для всех областей страны.

Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia ), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка ( gonna ) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями - corsetto , corpetto , busto , bustino и др.- длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.

Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto .

Неотъемлемая часть женского народного костюма - передник (grem - biule ). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.

Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto ), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.

Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.

Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.

Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni ), чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia ) со вшивным рукавом; короткая куртка ( giacca ) или безрукавка ( panciotto ). Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (фасоны различались по областям) и berretto - мешкообразный головной убор. Его до сих пор носят крестьяне большинства южных областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).

Большим разнообразием отличается народная обувь, которую крестьяне во многих местностях до сих пор изготовляют сами. Так, в альпийских районах распространены деревянные туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом; в венецианских областях - матерчатые башмаки с полотняной подошвой, густо простеганной прочной дратвой; во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного происхождения, так называемые cioci - мягкие сандалии из целого куска недубленой кожи, привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

Народные костюмы разных местностей отличаются друг от друга цветом, формой головного убора, часто обувью, способом ношения головного и шейного платков, отделкой, украшениями и пр. Так, например, одна из отличительных черт костюма ломбардок-рубахи с очень широкими рукавами, почти всегда отделанные кружевами, и передник, цвет которого всегда резко контрастирует с цветом широкой длинной юбки. В венецианских провинциях юбки в большинстве случаев отделаны каймой из материала другого цвета или несколькими узкими поперечными нашивками вокруг всего подола. В женском костюме области Абруццо очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала и надевающейся поверх него небольшой квадратной шапочки, на которую удобно ставить характерные аб- руццские сосуды для воды.

Костюм крестьянок области Молизе бросается в глаза, во- первых, своим передником, сужающимся книзу и обрамленным очень яркой, чаще всего желтой каймой, а во-вторых, очень вычурным головным убором типа накидки, почти всегда проткнутым крупной проколкой.

Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры. Эта одежда, называемая «cosciali », закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок - кожаные ботфорты. Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого - отдельно надевающиеся рукава.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

костюм аристократический национальный итальянский

Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленной веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Испанский костюм, мода Испании - охватывает период самобытного существования моды Испании в XV-XIX веках. В более узком смысле испанская мода - стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI-XVII веке и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.

1. Испанский национальный костюм

В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.

Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.

1.1 Мужской костюм

Традиционная испанская одежда имеет множество разновидностей и зависит от региона. В Андалусии, где и проходит действие игры, мужчины носят обычные длинные брюки, дополняющиеся светлыми гетрами, белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Куртки, как правило, короткие с узкими рукавами, на пример тех, что носят тореадоры, но без такой чрезмерно богатой отделки и без декоративных «наплечников». Отличие костюма знатного кабальеро от простого водовоза будет заключаться лишь в качестве материала его поношенности и отделки. Если у простого человека пиджак ничем не обшивался, то люди благородные могли позволить себе серебряную и золотую тесьму, вышивку, но все в рамках приличия. Это все же повседневная одежда, а не карнавальный костюм. Консерваторы могли носить костюм подчеркнуто черного цвета, но все остальные вполне могли одеваться пестро. Пояса, в основном красного цвета, шириной сантиметров в тридцать и очень длинные. Замотать такой пояс самостоятельно довольно трудно. Их часто использовали как кошельки, пряча в складки плотно затянутой материи, монеты.

Одежда мужчин - узкие короткие штаны до колен (такие носили в Европе в 18 веке), белая рубаха, жилеты, куртки, пояса, накидки, плащи, пледы. Короткая куртка испанца обычно украшена спереди и сзади вычурной вышивкой. Обувь - кожаная или плетеная из эспарто (испанский дрок). на севере в дождь носят деревянные башмаки. Головные уборы - фетровые соломенные шляпы, баскский берет.

Валенсия: Мужчины носили облегающие бриджи до колен и короткие куртки с длинными рукавами из бледно-голубого атласа. Кроме того их костюм дополняла белая сорочка с красным поясом и белые чулки, поверх которых надевались альпартагас, завязывающиеся шнурками вокруг лодыжек. Иногда мужчины набрасывали на плечи своеобразную длинную разноцветную шаль.

Каталония: Мужчины одевались в облегающие черные бриджи, черные куртки и белые рубашки. Вокруг пояса повязывается традиционный красный кушак. На ноги также одевались белые чулки и альпарагас.

Галисия: Наряд мужчины состоит из черных штанов свободного покроя, длиной до колен, из под которых выглядывают белые нижние штаны (полольос), которые в свою очередь заправляются в высокие черные или серые гетры, Верхняя часть костюма состоит из белой рубашки со свободным воротом и черного жилета.

1.2 Женский костюм

Женский костюм, конечно же, более выразителен и ярок. Общий силуэт тот же, что и в общеевропейском костюме, т.е. зауженная с помощью корсета талия и широкая юбка, может быть несколько короче. Руки бывают, как открытыми, так и закрытыми до запястья. Часто платье это некоторое подобие яркого цветастого сарафана. Часто встречается юбка, состоящая как бы из трех, нашиваемых одна на другую, каждая последующая короче другой, как правило, не больше трех-четырех. Она колышется при ходьбе и свободно развевается в танце.

Одежда женщин - в центре страны - рубаха на лямках, короткая шерстяная куртка, в Андалусии - длинное узкое платье. На голове - платки, накидки, черная или белая кружевная мантилья. Чулки - с вышивкой. Как украшение - гребень или цветы в волосах. Типичное испанское платье - узкое в талию с широкой юбкой с многочисленными оборками.

Валенсия: Женские платья в большей части шьются из шелковой парчи нежных тонов с цветочными узорами. Здесь носят передники и тонкие кружевные косынки с золотым орнаментом. Сзади на затылке косынка закрепляется бантом голубого или розового цвета. Здесь делают прическу особенным способом, известным только в этой области. В уложенные косу и пряди вкалываются различные шпильки и булавки, украшенные каменьями. Костюм дополняется белыми чулками и туфлями на маленьком каблуке.

Каталония: здесь женщины носят пышные узорчатые юбки пастельных тонов. Белый атласный лиф отделывается кружевами, а на плечи набрасывается белая или черная кружевная шаль Фартучки могут быть самого разного покроя или фасона. Руки закрывают изящные черные перчатки из кружева, иногда доходящие до локтя. На голове каталонки носят накидку - мантилью.

Мантилья (исп. mantilla) - длинная накидка на голову и плечи у народов Пиренейского полуострова (Италия, Испания). Предположительно, ведет свою историю со времен арабского завоевания Испании и является потомком чадры. Этот предмет одежды и сейчас очень широко используется в повседневном наряде испанок.

Галисия: Женщины Галисии носят широкие красные юбки с двумя полосками черного бархата, идущими вдоль подола. Поверх юбки одевается маленький черный фартук, отделанный черным кружевом и украшенный черными гагатовыми бисеринками, или очень большой фартук, полностью закрывающий юбку спереди. Также в костюм входит черная или красная шаль, концы которой крест - накрест пересекаются на груди, затем завязывается в узел на пояснице. Иногда шаль отделывается белыми кружевами. Здесь носят блузки с высоким вырезом и длинными рукавами. На голову повязывают белый или желтый платок, на затылке завязываемый в узел.

2. Аристократический костюм

2.1 Эпоха Реконкисты

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма:

Элементы готического костюма:

· обувь с длинными носками

· головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)

· длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

· собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка

· абриго

· хубон - род куртки

· плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения

· боэмио - плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.

· касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.

· ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

· вестидо (букв. «платье») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.

· кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка

· трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.

· веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

· 13-14 века

· 13-14 века

· 1490-95 гг.

2.2 Эпоха Возрождения

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежды, и от струящихся готических тканей они переходят к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм:

· идеалы воинствующего рыцарства

· строгий этикет испанского королевского двора

· аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник. В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание «основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бынадет конус» . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) - поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой.

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными.

Мужской костюм

· камиса - рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.

· кальсес (исп. calzas ) - разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев - нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. - двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос , которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.

· корпесуэло - узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.

· верхняя одежда

· штаны (короткие)

· хубон (исп. jubуn ) - род куртки, колет, в 1520-х гг. имеет черты сходства с итальянским джуббоне, но также и отличается от него. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции - линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов - лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон .

· брагетт - короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком

· воротник - кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:

· грангола, горгера - знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею.

· ропон - верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.

· капита - маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.

· фиельтро - более длинный плащ

· капа - классический широкий и длинный плащ с капюшоном.

· ропа - распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.

· головной убор:

· берет , мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)

· шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)

· обувь - узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.

· сапоги - только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.

· чулки - первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году

Простонародье

Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:

· капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона

Костюм альгвасила:

· серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет - красного, белое перо на шляпе. Обувь - короткие башмаки темного цвета. Оружие - пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.

Женский костюм

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность.

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) .

· вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.

· баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей

· вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.

· вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.

· a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.

· юбка-клеш - вторая часть вестидо

· бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.

· грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».

· сорочка , так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.

· декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.

· ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

· Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый, также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» .

Мужская обувь

· в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).

· с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

· туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.

· конце XVI века появляется каблук.

· считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.

Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо» . Также продолжали носитьтрансадо.

Украшения

Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.

2.3 «Золотой век» (XVII век)

В моде продолжалась традиция прежнего века - костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте.

Мужской костюм

· Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)

· хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.

· крахмальный воротник

· плащ. С середины века удлиняется

«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский «мушкетерский» костюм» . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).

Женский костюм

Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.

«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке «корзиночкой». Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» .

Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей. С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.

Обувь

Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» .

2.4 XVIII век

В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».

2.5 Конец XVIII -начало XIX века

Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеад о («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo) .

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора - например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.

Заключение

Национальный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Список использованной литературы

1. М.Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Т.1. М., 1993. С. 307-362.

2. Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. 1987

3. Страны мира. - М.: Издательский дом «Пилигрим», 1998

4. Н.М. Каминская. Костюм эпохи Возрождения

5. Киреева Е.В. История костюма. История костюма

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

    статья , добавлен 18.12.2009

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Роль национального костюма как символа этнической идентичности, его народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Сельские костюмы периода XIX и XX в.: динарские, панонские, центрально-балканские и шопские.

    презентация , добавлен 12.05.2016

    Состав нитей для изготовления ткани в бронзовом веке. Окрашивание ткани или нитей, крой элементов. Использование театрализации и костюма в деятельности музеев. Рекомендации по применению женского костюма эпохи бронзы на Южном Урале в музейных занятиях.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2014

    История этнима Мордвы, его мифология и культура. Традиционная обрядовая культура Мордвы. Особенность мордовского национального костюма. Исследование основных движений мордовского женского и мужского танца. Описание и характер танца "Мордовские узоры".

    курсовая работа , добавлен 22.11.2010

    Ознакомление с историей развития древнерусских костюмов домонгольного периода и Московской Руси. Рассмотрение особенностей покроя обыденной и праздничной мужской и женской одежды XVIII-XIX веков. Изучение характерных черт русского национального костюма.

    курс лекций , добавлен 14.08.2010

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

Именно в Италии концентрация мужчин, которые щеголяют в изысканных костюмах, зашкаливает. Итальянские бренды признаны во всем мире эталоном качества и стиля. Однако купить одежду безупречного качества – это только половина пути. Важно научиться обыграть костюм аксессуарами и деталями. Наш мужской журнал подробно расскажет о том, почему итальянские деловые костюмы так популярны, и какие модные нюансы следует учесть, чтобы образ получился идеальным.

В мужской классической моде портные и дизайнеры итальянского происхождения уже на протяжении многих десятилетий по праву считаются лучшими. Главный секрет, почему итальянским брендам удается удерживать лидерские позиции – неукоснительное соблюдение пропорций.

Характерные особенности делового костюма непревзойденного кроя:

  • брюки не собираются у ботинок складками;
  • рукава пиджака позволяют видеть манжету сорочки, элегантные запонки и дорогие часы;
  • идеальная линия плеч подчеркивает осанку и фактуру мужской фигуры.

Стилисты во всем мире признают, что именно итальянские мужчины обладают непревзойденным умением носить классические костюмы. Феномен, по мнению стилистов, отсутствие даже намека на нелепость. Однако воплотить на практике образ денди из Италии удается далеко не каждому мужчине. Итальянские традиции предполагают сочетание в гардеробе элегантности, мужественности и безупречного качества.

Почему итальянским мужчинам так сложно подражать? Стиль и вкус, основные знания моды мальчикам в Италии прививают с детства. Поверьте, каждый школьник способен одним небрежным движением может повязать шарф так, что вызовет искреннюю зависть многих солидных мужчин.

Мальчикам с детства прививают особое восприятие моды. Шарф – это обязательный элемент мужского костюма и при правильном использовании легко превращается в яркий, стильный декор. В нашей стране на протяжении века традиции элегантного костюма искоренялись. Сегодня итальянские бренды стремятся восстановить былую популярность классического костюма и привить мужчинам уважение к этой изысканной вещи.

Что собой представляет знаменитый итальянский стиль

Прежде всего, итальянские классические отличаются эклектикой, которая просматривается в каждой детали. В зависимости от расположения фабрики и принадлежности к определенному региону костюм имеет свои индивидуальные нюансы, характерные именно для данного региона. Разные вкусы и предпочтения неизменно отражаются в одежде, таким образом, готовое изделие выглядит нескучно и «вкусно».

Для наглядного примера возьмем два пиджака – римского и неаполитанского производства. В первом случае изделие максимально лаконичное, не нем отсутствуют лишние детали, простой крой, рукава слегка присобраны. Неаполитанский крой более свободный, линия плечевого шва расположена выше.

Знаменитые Дольче и Габбана при создании коллекций мужских костюмов черпали вдохновение в своих сицилийских корнях. Сицилия символизирует собой связующее звено между современной культурой, тяготеющей к сдержанности и комфорту, и древней одеждой, опаленной итальянским солнцем.

Не удивительно, что роскошная, дорогая одежда бренда Dolce & Gabbana чем-то неуловимо напоминает простой рыбацкий костюм. Итальянский классический мужской костюм от Армани стал знаковым для многих звезд Голливуда.

После съемок в элегантном, безупречном образе главные герои и в повседневной жизни отдают предпочтение идеальному вкусу непревзойденного гения из Милана. В целом, итальянский костюм имеет ряд общих характеристик и особенностей, поэтому настоящий мастер всегда определит подлинность изделия и его марку.

Обманчивая простота итальянских классических костюмов

Стильный итальянский костюм – это не скучная, однообразная вещь. Современные тенденции не отрицают, а лишь поддерживают яркие цвета, их контрастные сочетания, детали, выполненные вручную. В коллекциях именитых дизайнеров представлены модели, пошитые в буквальном смысле из драгоценных материалов – с бриллиантовым напылением.

Такая одежда выглядит привлекательно, но не вызывающе. Современная итальянская мода отличается универсальностью, сверхкомфортом. Для пошива используются ткани непревзойденного качества. Если первые итальянские костюмы создавались исключительно для южноевропейского типа внешности, то современные модели подойдут для всех мужчин независимо от национальности, которая проявляется в характерной внешности.

Все максимально естественно и даже демократично. Люди, разбирающиеся в качестве тканях, несомненно, оценят особое плетение, мягкость материалов. В руках настоящих мастеров материал, словно неограненный алмаз постепенно превращается в бриллиант.

Желательно, что в одном костюме традиционные итальянские методы пошива использовались максимально, поскольку вещь, пошитая вручную, самая комфортная. При выборе тканей для пошива костюмов важно учитывать технологию их производства. Чем современнее и функциональнее оборудование, тем практичнее и качественнее материал – невесомый, не мнется, воздухопроницаемый.

Итальянский костюм – два противоположных взгляда на классику

Первые бренды итальянских костюмов для мужчин появились в России в 90-ые годы прошлого века. На рынке была представлена одежда консервативных торговых марок – Brioni, Zegna, Kiton. Костюмы этих брендов предпочитали солидные бизнесмены. Однако среди молодых денди популярностью пользовались торговые марки, нашумевшие в Италии броской роскошью, богатством и даже определенной наглостью.

Мужская мода, как и женская, на протяжении многих веков стремилась к пышности. Мужчины не упускали возможности одеться богато и ярко. Сдержанный внешний вид мужчины, лишенный красок и дополнительного декора, появился чуть более полутора веков назад. Таким способом успешные мужчины демонстрировали свое пренебрежение символам успеха.

Главная цель простого на первый взгляд образа – продемонстрировать безупречную работу портного, ювелира и обувщика представителям определенного круга, которые, в отличие от профанов, могут оценить качество. Именно с такой нарочитой простотой и сдержанностью боролись итальянские стилисты, творившие в 80-ые годы прошлого века. Методы борьбы, несомненно, были авангардными.

Основная концепция – мужчина имеет право быть красивым. Конечно, красивый мужчина по мнению таких именитых дизайнеров, как Джанни Версаче, Стефано Габбано и Доменико Дольче – это довольно смелый образ.

На подиумах появилась одежда с яркими, крупными узорами, обилием аксессуаров и декора. Концепция современного итальянского костюма основана именно на этой пышности и роскоши. Особенность данной концепции заключается в возможности для мужчины выглядеть дорого, нарядно и не пересекать опасную грань между театрализованным и повседневным костюмом.

Какие бывают мужские костюмы

Прежде чем приступить к изучению , важно разобраться – а какие виды костюмов существуют в итальянской моде. Главная особенность традиционного итальянского костюма – он моделируется точно по фигуре. Именно благодаря такому крою удается создать вещь, которая безупречно сидит на человеке.

Крой, который в полной мере отражает итальянскую эмоциональность, — однобортный пиджак с двумя шлицами и застежкой на три пуговицы. Зона плеч, как правило, немного расширена и приподнята. Дополняют модель прорезные карманы и заостренные лацканы.


Классический костюм с двумя пуговицами
Костюм тройка
Костюм с ларнетным карманом
Костюм с тремя пуговицами
Двубортный костюм
Смокинг

Мужчинам с плотным телосложением предпочтительно выбирать двубортную модель со слегка расширенными плечами, приталенным силуэтом и небольшим дополнительным объем в области груди.

А если к такому пиджаку подобрать брюки прямого кроя, такой комплект наиболее универсальный, поскольку скрывает недостатки фигуры. На фото что выше представлены наиболее традиционные модели классических итальянских костюмов.

Стильные бренды итальянских мужских костюмов

Костюмы, пошитые по «учебнику» итальянского стиля, представлены на коллекциях Armani, Mr Rick Tailor, Boglioli, Camo.

В костюмы бренда Boglioli предпочитает одеваться Берлускони. Пиджаки из хлопка с достаточно неформальным кроем в полной мере отражают неординарный внутренний мир итальянского политического деятеля.

Бренд Camo достаточно молодой, в моделях этой торговой марки допускаются техничные элементы пошива. К пиджакам Camo идеально подойдут свободные брюки с высокой талией.

Торговая марка Mr Rick Tailor специализируется на пошиве недорогой одежды идеального кроя. Детали, которые характеризуют бренд, — бутоньерки, воротнички контрастных оттенков, высокие проймы.

Настоящее искусство Sprezzatura

Собственно, термин Sprezzatura отражает суть итальянской моды и умением преподнести деловой костюм с особым шиком. Итак, внимание на детали. Именно являются эклектичным, эксклюзивным элементом.

В переводе на русский язык итальянский термин означает «изящная небрежность», именно так и нужно носить костюм, пошитый итальянским портным. Ваша цель – выглядеть безупречно, не прилагая к этому никаких усилий. Ломайте правила стилей, но прежде внимательно изучите свой тип фигуры. Например, изящный неаполитанский пиджак прекрасно смотрится на стройном мужчине, но на спортсмене с накаченной фигурой выглядит нелепо.

В чем заключается суть элегантной небрежности итальянского стиля. Как отмечалось выше – вниманием деталям, однако, не стоит смешивать в одном образе бутоньерку, часы поверх манжеты, объемные накладные карманы, оригинальный галстук. Лучше обыграйте один элемент декора.

Один итальянский модельер сказал о костюме следующее: «Наденьте костюм, и носите его не снимая несколько дней. Спите в нем, кушайте и совсем скоро эта одежда из дорогой и роскошной превратится в Ваш персональный, эксклюзивный костюм. Дополните его галстуком, завяжите его неправильным узлом, подберите виртуозно цветовую гамму и завершите свой образ начищенными до блеска ботинками.»

Итальянцы считают классический, деловой костюм второй кожей, второй натурой. Советы стилистов помогут Вам создать свой персональный итальянский стиль.

Ошибочно считать итальянский костюм слишком экстравагантным, это гармоничное сочетание экспрессионизма и изысканности.

Итальянцы категорически не приемлют одежду, подобранную без смысла и содержания, для них важно выглядеть ярко. Если Вы ищите заметный и в меру изысканный деловой костюм, в Италии Вы непременно такой найдете.

Если после прочтения материала итальянский стиль стал Вам ближе, обязательно поделитесь им в социальных сетях. А наш мужской блог не прощается с Вами, мы обязательно подготовим новые, увлекательные и полезные статьи.

Итальянский народный костюм формировался на протяжении многих лет под влиянием восточных стран, Франции и Византии. Стоит отметить, что в каждой области сформировался свой национальный костюм, однако все они имеют общие характерные черты. Большей популярностью такие наряды пользуются на юге страны.

Народный костюм Италии

Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей. Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в провинциальных областях. Они делились на три основных вида – праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских жителей от деревенских.

Главными элементами народного костюма были туникообразная рубашка с широкими рукавами и длинная широкая юбка. Рубашки украшались вышивками и кружевами, а юбки были в складку, или в сборку. Украшались они каймой из другого материала или поперечными нашивками. Расцветка могла быть разнообразной. Далее шел корсаж с завязками как спереди, так и сзади. Он имел длину до талии и плотно облегал фигуру. А вот рукава к нему не пришивались, а привязывались тесемками и лентами, хотя некоторые корсажи шились сразу с рукавами.

Также женский народный костюм Италии содержит распашную одежду разной длины. Но самым главным элементом народного костюма был передник. В предпочтении был длинный передник, покрывающий юбку и обязательно яркой расцветки. Носили его не только деревенские женщины, но и некоторые горожанки. Кроме этого история итальянского костюма сохранила применение головного платка, манера ношения которого зависит от того или иного региона страны. В некоторых деревнях его носили только на шее, причем как женщины, так и мужчины.

В отличие от многих других европейских стран, выделить общий для Италии национальный костюм не просто сложно, а невозможно. Причиной тому стала длительная изоляция отдельных регионов друг от друга. Окончательное объединение произошло всего 150 лет назад, когда традиции уже были полностью сформированы. Более того, традиционная одежда меняется не только от региона к региону, а даже от деревни к деревне.

Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей. Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в провинциальных областях. Они делились на три основных вида - праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских жителей от деревенских. Но несмотря на все отличия, основные элементы итальянского народного костюма были общими для всех областей страны.

Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями - corsetto, corpetto, busto, bustino и др.- длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.

Распашная одежда встречается двух главных видов : это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto.
Неотъемлемая часть женского народного костюма - передник (grem-biule). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.

Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки .

Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы , различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.

Мужской народный костюм сохранился лишь в очень немногих местах, главным образом в пастушеских районах Апулии, Сицилии, Сардинии и Лацио.

Традиционный мужской костюм составляли короткие штаны (pantaloni), чаще всего стянутые ниже колен цветным шнурком, но иногда и с застежкой на пуговицах; белая, нередко вышитая рубашка (camicia) со вшивным рукавом; короткая куртка (giacca) или безрукавка (panciotto). Наиболее характерные мужские головные уборы - шляпа (фасоны различались по областям) и berretto - мешкообразный головной убор . Его до сих пор носят крестьяне большинства южных областей и островов (Умбрии, Калабрии, Сицилии и Сардинии).

Большим разнообразием отличается народная обувь , которую крестьяне во многих местностях до сих пор изготовляют сами. Так, в альпийских районах распространены деревянные туфли с кожаными носками и ботинки на деревянной подошве с кожаным верхом; в венецианских областях - матерчатые башмаки с полотняной подошвой , густо простеганной прочной дратвой; во многих горных селениях Лацио до сих пор в употреблении обувь античного происхождения, так называемые cioci - мягкие сандалии из целого куска недубленой кожи , привязывающиеся к ноге поверх чулок или портянок очень длинными ремнями.

Народные костюмы разных местностей отличаются друг от друга цветом, формой головного убора, часто обувью, способом ношения головного и шейного платков, отделкой, украшениями и пр. Так, например, одна из отличительных черт костюма ломбардок - рубахи с очень широкими рукавами, почти всегда отделанные кружевами, и передник, цвет которого всегда резко контрастирует с цветом широкой длинной юбки. В венецианских провинциях юбки в большинстве случаев отделаны каймой из материала другого цвета или несколькими узкими поперечными нашивками вокруг всего подола. В женском костюме области Абруццо очень своеобразен головной убор, состоящий из двух частей - большого белого покрывала и надевающейся поверх него небольшой квадратной шапочки, на которую удобно ставить характерные абруццские сосуды для воды.

Костюм крестьянок области Молизе бросается в глаза, во-первых, своим передником, сужающимся книзу и обрамленным очень яркой, чаще всего желтой каймой, а во-вторых, очень вычурным головным убором типа накидки, почти всегда проткнутым крупной проколкой.

Кое-где в горах сохраняется очень архаичная традиционная одежда, весьма отличающаяся от общепринятого крестьянского костюма. Например, костюм пастухов некоторых горных районов Тосканы представляет собой нечто похожее по покрою на комбинезон из козлиной шкуры. Эта одежда, называемая "cosciali", закрывает ноги и нижнюю часть туловища, а сзади на спине и на ногах привязывается ремнями. Не менее своеобразен костюм абруццских пастухов, состоящий из коротких кожаных брюк, двух козлиных шкур, пристегивающихся к ногам пряжками, и короткой коричневой кожаной куртки, поверх которой надевается пиджак из грубой шерсти. Рукава из овечьей шкуры, закрывающие плечи и руки, надеваются отдельно. На ногах поверх грубых вязаных чулок - кожаные ботфорты. Пастушеский костюм в Апулии состоит из сандалий, сделанных из недубленой кожи, гамаш из белого овечьего меха, штанов, сшитых из овчины мехом внутрь, и куртки из овчины шерстью наружу. Похож на него и костюм сицилийских пастухов, интересная деталь которого - отдельно надевающиеся рукава.