На тему: "Нравственное воспитание дошкольников. Актуальность и необходимость.". Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы Актуальность проблемы духовно нравственного воспитания в доу

Надежда Григорьева
Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников»

I. Введение.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина :

«Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои . Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

Как отмечает О. С. Абрамова : «Нация, утратившая свою духовно-нравственную , национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории». Чувствуется, что молодежь страдает от дисгармонии внутреннего мира. Казалось бы, люди свободны, у них есть права, они защищены законами. Но чувство покоя они не испытывают. Напротив, их все время что-то тревожит. Они чаще думают о своих правах, забывая об обязанностях.

Молодежь не уступает старшим место в общественном транспорте, старшее же поколение больше занято собой (карьерой, личной жизнью, чем заботой о внуках. И все это происходит, потому что утеряны ценности, забываются традиции. А такие слова как, верность, честность, патриотизм могут попасть в список устаревших слов.

Цель исследования состоит в теоретическом изучении вопроса духовно-нравственного воспитания дошкольников , в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей о социально-коммуникативном развитии.

Задачи исследования :

1)Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2) Повысить личную компетентность в данном вопросе.

3)Поиск путей решения задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались : Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, В. Г. Белинский, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В современном мире лучшим инструментарием для решения задач социально-коммуникативного развития является программа «Социокультурные истоки» , авторами которых являются Кузьмин И. А. и Камкин А. В. Для дошкольного возраста разработали программу Абрамова О. С., Балашова И. Ю., Бойцова И. Ю., Горшкова Л. И., Губина Е. А., Кудряшева Н. С., Твардовская Н. Ю. – педагоги ДОУ №99 г. Вологды, ДОУ №91 п. Молочное, №65 г. Череповца.

II. Основная часть. Значение программы «Социокультурные истоки ДО» .

Хочется упомянуть о введении федерального государственного образовательного стандарта, и какое место уделено в нем социально-коммуникативному развитию.

В пункте 1.4. указаны основные принципы дошкольного образования , одним из которых является :

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Как отмечено в ФГОС в пункте 1.6. стандарт направлен на решение следующих задач, в том числе :

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Также в пункте 2.6. отмечено что, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. И на первом месте стоит социально-коммуникативное развитие. Это о чем говорит? Да о том, что духовно-нравственному воспитанию нужно уделить больше времени, чем когда-либо.

Почему же такой интерес к социально-культурному развитию? Ответ простой. Российское общество переживает духовно-нравственный кризис . Как отмечает О. С. Абрамова, дело в том, что «духовное здоровье нашего общества подорвано как минимум на долгие десятилетия ежедневным торжеством и безнаказанностью зла, внедрением в сознание нации установок на относительность всех ценностей, неопределенность и размытость нравственных законов, которые формируются в сознании народа на протяжении столетий». Но это не приговор, нам с вами придется скорректировать это направление.

Один из способов, как исправить это ситуацию – это колоссальная работа социальных институтов по возрождению утерянных традиций и ценностей народа. Первый социальный институт – это детский сад. То, что мы заложим в душу ребенка с самого раннего возраста, проявится в будущем. И наше будущее на прямую зависит от наших детей, будущего поколения.

Воспитание души ребенка – это основа нравственных ценностей будущего взрослого человека. Формирования навыков, умений можно добиться и в будущем, но воспитание внутреннего мира – человечности, необходимо заложить в дошкольном возрасте . Потому что общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.

Основа духовно-нравственного воспитания это культура и традиции нации. В дошкольном возрасте задачи по социкультурному развитию мы можем решить посредством фольклора, через устное народное творчество. Не секрет, что потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы и поговорки позволяют нам знакомить детей своей культурой. Рассказать детям на понятном языке, где добро и зло, что, прежде всего, ценно в человеке.

Формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника ;

Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

Данная программа подразумевает, что мы должны её реализовать совместно с семьёй, и все задачи у нас должны решаться с любовью, и только с любовью. Так говорит, О. С. Абрамова, автор программы, и с ней я не могу не согласится. Только при соблюдении этих немаловажных факторов, мы можем добиться высоких результатов.

III. Заключительная часть

Итак, мы можем проследить, что программа «Социокультурные истоки» - это прекрасная возможность решения задач, указанных во ФГОС. Ведь в целевых ориентирах указано :

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Мы можем предположить, что решение лишь познавательных задач, без учета таких нравственных чувств, как милосердие, совесть, сопереживание другим людям, родному дому, природе, добросердечность, любовь, вера, без личностного роста, вряд ли сможем получить вышеуказанный портрет выпускника детского сада.

К сожалению, родители отправляют детей с самого раннего возраста в кружки, где их учат рисовать, писать, считать. А о внутреннем развитии ребенка забывают. Потом же удивляемся, почему же наши дети выросли такими малодушными, эгоцентричными и безразличными к бедам других. Дело в нас самих. Поэтому будем вместе с детьми работать и расти духовно .

Педагог просто обязан дать детям положительный опыт и должен помнить, что добро можно сеять лишь с любовью. В конце концов, сколько ли мы не пытались воспитывать детей , они все равно будут похожи на нас.

Мы должны показать всю красоту земли нашей, подвести их к пониманию, что мир добр. А делаем его добрым мы сами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/[Текст]/ утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155.

4. http://gov.cap.ru/userfiles/orgs/grvid_121/banner/banner_2015/istoki/vestnik.pdf

5. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=2035875

Задача заботливых родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Каковы задачи духовно-нравственного воспитания?

Заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим и помочь вырастить достойного члена общества.

Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Также они испытывают меньше проблем в общении с окружающими и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации.

Поэтому очень важно чтобы родители начинали закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания еще в семье. В дошкольном возрасте ребенок больше всего восприимчив к усвоению простых истин, которые потом будут определять его поступки.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает . Нормы и принципы поведения внутри нее, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо.

До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши дети.

На пути духовно-нравственного воспитания дошкольников хорошим подспорьем может стать самообразование. Всесторонне развивайте малыша, обсуждайте поступки других людей, поощряйте его за хорошие дела.

Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является . Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

Духовно-нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни, но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе духовных ценностей и идеалов

Макаренко Элла Тагизовна,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью нравственного развития человека. Искажение нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, необдуманное копирование западного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, как следствие, возникновение в обществе бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В обществе повышается необходимость и потребность в духовно-нравственном воспитании, которое нужно начинать в раннем и дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Мы должны осознавать, что качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией .

Однако современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Прежде всего, этому не способствует состояние современного общества. Одна из причин в системе образования - трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования. Другие причины - низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; отсутствие или слабая взаимосвязь деятельности субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур) и отсутствие системы в работе.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью и востребованностью духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника и частичной их реализацией в системе дошкольного образования.

Нравственные ценности - важная составляющая каждой личности. В каждом обществе свои нравственные ценности и исходящие из них правила поведения. И именно нравственные ценности определяют, каким будет общество.

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые становятся личными ценностями, сформированными на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности .

Общество задает свои идеалы, но это не значит, что мы должны быть все одинаковыми. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в своей жизни и жизни общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, и в то же время воплощением индивидуальным, личностным. Всё это способствует повышению нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны, и постоянного совершенствования личностных ценностей.

Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Так что же такое нравственность? Это понимание жизни и оценивание поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет. Нравственность - это проявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации .

Нравственные качества формируются у человека с рождения, каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и т. д. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении .

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка? Все просто: соответствующее воспитание. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы . Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника в дошкольном учреждении и ребёнка с родителями дома. Конечно, обучающий взрослый должен иметь нравственные качества и процесс воспитания нравственной личности требует терпения и огромного количества времени. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях, и каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать.

Ребёнок рождается и вступает в этот мир, оказываясь в условиях и событиях, формирующих его мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно помочь ему разобраться в этих условиях и научиться действовать и мыслить в согласии с совестью. Ребёнок впитывает нормы морали и со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребёнок сталкивается с внутренним конфликтом из-за различий в ценностях в обществе и тем, чему учат его в детском саду и дома. В этот момент он учится делать выбор в пользу тех или иных ценностей. Здесь ребёнку необходимо понять, какой выбор он не сделал бы, важно при этом оставаться честным перед самим собой. Чтобы момент нравственного выбора был не тяжел, ребёнку необходим правильный положительный пример. Особую роль в воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Для формирования у детей потребности в идеале нужно показать образец, достойный уважения и подражания. Для этого надо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, чтобы воспитывать детей на русских, православных традициях, а не на чужих, западных. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, и которая была утеряна в последние десятилетия, может уберечь подрастающее поколение от разлагающего влияния чуждых нам морали и образа жизни.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, уважали старость и почитали семью. Поэтому именно родная культура, которая богата историей родной земли с её героями, святыми устроителями и защитниками Руси, победами и поражениями, печалями и радостями, русским родным языком, литературой, музыкой, русским народом и его традициями, должна лежать в основе воспитания нравственной личности .

Познакомить воспитанников с духовными истоками Бытия, житием святых поможет православная житийная литература, которая имеет большое патриотическое значение. Почитание святых - важная составная часть православного вероучения. Святые - это земные люди, которые достигли состояния причастности к Богу в награду за праведность. С точки зрения осмысления истории человечества, святые - это реальные, исторические лица, открывшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие свою историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры . Святые прославляются своею жизнью, подвигом, чудесами, совершенными ими при жизни или после смерти. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, что человек может быть призван и способен к богоподобию. Иоанн Златоуст сказал: «Памятниками святым служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» . Поэтому образы святых и их жизнь должны быть частью содержания воспитания наших детей.

Дошкольникам нравится тема о супергероях. Но начиная беседу о современных «супергероях», дети не могут ответить на элементарные вопросы, и тут же миф о героизме человеков-пауков, черепашек и прочих американских мутантах лопается. В своей группе мы стараемся развенчать американских мультипликационных супергероев и показать детям героизм настоящих супергероев нашей Родины. Начинаем знакомство с Ильи Муромца - героя русских былин и реального героя Древней Руси, который в опасное для Руси время защищал русскую землю с мечом в руке, а в мирное время защищал её молитвой в рясе монаха. Дети с интересом и чувством гордости слушают рассказы о воине, защитнике нашего Отечества Александре Невском, о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В пример самоотверженности и любви к семье приводим Февронию Муромскую и образ Богоматери. И, конечно, главным примером и для ума, и для чувств и воли человека приводим Иисуса Христа - Богочеловека. Примеры высоконравственных поступков и жизни святых приводятся в Евангелии, и каждая новая беседа о них становится предметом переживания ребёнка, побуждением к поступкам и самопроявлению. Мы учим детей узнавать и видеть смысл полученных знаний в реальной жизни и надеемся, что знакомство с миром православной святости будет способствовать созданию условий для рождения в наших воспитанниках личности.

Мы в самом начале пути. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия . Самим также необходимо накапливать знания и педагогический опыт, чтобы с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность в том, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Сборник материалов ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Н.Новгород: ООО «Мозаика-Синтез», 2012. - № 1.
  2. Духовно-нравственные ценности православной культуры // Уроки доброты.
  3. Минин А. Что такое нравственность // Новости и общество. - 2012.
  4. Селянина Н. Н. Образы святых в воспитании дошкольников // Просветительский центр. Общество православных педагогов.

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:

«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» .

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий. Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1) .

Таблица № 1 – Мнение ученых о нравственном воспитании

Божович Л.И

«Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности»

Гоголь Н.В.

«Сила влияния нравственного выше всяких сил»

Запорожец А.В

«Нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания»

Песталоцци И.Г

«Морем бесконечной силы совершенной любви» (высказался о приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью)

Руссо Ж.-Ж.

«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого взрослого – это не делать ни кому зла»

Сухомлинский В.А.

«Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим Человеком и гражданином»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

Ушинский К.Д.

«Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное»

Шелгунов Н.В.

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»

Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям и конкретного общества.

Особое место личностных качеств, формируются в дошкольном занимают такие качества как доброжелательность, толерантность, эмпатия и Развитие этих у дошкольника обеспечит его в мире взрослых и благополучное вхождение в мир культуры.

К в реальной жизни лет уровень нравственности поколения резко Это происходило из-за подмены приорететов, экономическая независимость ставилась на первое место. Понятие «смелость» все реже, а на смену ему другое понятие – О совестливости, скромности, доброжелательности, собственного достоинства и даже не приходится И именно педагоги с семьей должны не развиться негативным личности дошкольника и взрасти тем росткам что в нем уже есть .

научить ребенка, что в стремлении к материальным не стоит пренебрегать нравственными принципами, делают человека Никакие материальные не восполнят нравственного и не освободят от мук совести и души.

Процесс становления и ее нравственной сферы не быть ограничен рамками. Он продолжается и всю жизнь. Но есть азы, без которых не может функционировать в обществе. И потому этим азам и осуществлять как можно чтобы дать «путеводную нить» в себе подобных.

нравственных чувств у дошкольного возраста в отечественной и зарубежной уделялось большое Основные исследования воспитания нравственных у детей дошкольного в отечественной педагогике в 50–80-х годах XX В этот период нравственного воспитания видели в усвоении дошкольного возраста и правил поведения и следование им.

В конце годов XX века воспитания нравственных ств практически не уделяли Изменилась концепция подрастающего поколения. ценностью стало и развитие индивидуальности его самобытности. Индивидуальность противопоставлена коллективу, взаимоотношениям между поэтому воспитание качеств, таких как взаимопомощь, гуманизм и др. не актуальными. .

На современном происходит возрождение нравственных ценностей. чувствует недостаток во взаимоотношениях людей. появилась потребность в сущности и механизма доброты, начиная с детства.

В ходе формирования личность через периоды открытости определенным оказываемым обществом, и подготовленности к их принятию. подобной открытости нравственным, социальным, и педагогическим воздействиям и их принять выступает детство, при этом место отводится от 5 до 7 лет жизни. Данный – самый сензитивный для данной готовности, а производить нравственный у ребенка в этом формируется на базе у него, нравственно-оценочной сознания и определяется их в признании и одобрении. В формирования данной лежит вырабатывающаяся детей дошкольного и их стремление добровольно за одобряемым социумом эталонами поведения. отзывчивость выступает развития у детей чувств .

В возрасте детства также доброта, сочувствие, радость за других. мотивируют ребенка к действиям: помощи, заботы, вниманию, радости.

На базе нравственных чувств в ст дошкольном возрасте воспитание чувства достоинства, зачатков долга, уважения к справедливости и ответственности за дело.

В дошкольном возрасте у важно формировать мотивы поведения, бы побуждали их к поступкам, общественную направленность (позаботиться о сверстнике, личным желанием удовлетворения интересов сделать своими подарок близким). мотивов поведения с организацией разнообразной детей дошкольного общения их между с взрослыми.

Основным видом деятельности у ребенка дошкольного вораста является игра, но для формирования нравсвенных качеств необходимо включать в следующие виды общественную, патриотическую, трудовую, в деятельность по материальных ценностей и природы, общение с людьми и др. В процессе участия в разнообразной у дошкольников развивается (осознание) того, как их осуществлять, формируются совести и ответственности, навыки поведения и воля, что в своей и характеризует те или иные качества. Без хорошо практической деятельности и участия семьи эффективно формировать качества.

Библиографический

    Буре, Р.С. воспитание дошкольников / Буре. – М.: Мозаика-Синтез, – 76, с.

    Григорян, Л.Г. семьи в нравственном старших дошкольников / Григорян // Воспитатель образовательного учреждения: . журн. – 2013. – № 6. – С.

    Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

    Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.

    Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.

Сообщение на тему:

«Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»

Подготовил

ст. воспитатель Лешукова А.Н.

1.Актуальность духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (ст воспитатель Лешукова А.Н.)

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Задача педагога - соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры - это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация по данному вопросу.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.