Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий. Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий Национальный костюм кавказцев мужской

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа от других регионов отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время в рамках этого региона сформировался единый комплекс народного костюма, который является ярким показателем общности исторического пути, культурных и экономических связей, основных этапов этнического развития, проживающих здесь народов. Костюм является непременным атрибутом культуры.

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Стиль одежды всегда отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так, например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения перед намазом (молитвой). Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. Известно 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» - «чёрная папаха») - была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету - «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» - «пастушья папаха») - изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» - «папаха бека») - изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах - была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти.

Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру» и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Азербайджанская национальная одежда - плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Будучи тесно связаны с историей народа, костюмы представляют собой один из ценных источников изучения его культуры. Национальные костюмы больше, чем все другие элементы материальной культуры, отражают национальные особенности народа и принадлежат к числу стабильных этнических признаков. Играя роль вспомогательного материала в деле выяснения вопросов этногенеза, определения вопросов культурно-исторических связей и взаимного влияния между народами, костюмы зависят от уровня хозяйственных отраслей и от географических условий.

Формирование грузинского национального костюма, как мужского, так и женского проходило под влиянием культуры городских центров, прежде всего Тифлиса (Тбилиси). Этот тип костюма вобрал в себя элементы средневекового грузинского костюма и костюма, распространенного у народов Северного Кавказа. Вместе с тем у отдельных этнографических групп, особенно у восточных горцев - пшавов и тушинов и грузин юго-западных районов - гурийцев и аджарцев, сохранялось большое своеобразие, вызванное их исторической обособленностью.

Вплоть до начала XX в. в народном грузинском костюме ярко проявлялись социальные отличия - в материале, покрое, расцветке, орнаментации и пр., которые поддерживались сложной социальной иерархией, унаследованной от эпохи средневековья.

У населения долинной части Грузии в комплекс мужской одежды входили свободная рубаха туникообразного покроя, с квадратной цветной вставкой спереди и прямым разрезом вдоль груди справа; нижние и верхние штаны - «шалвары», которые заправлялись в шерстяные или кожаные ноговицы; короткий приталенный архалук, с застежками от ворота до пояса, и длинная (до колен или ниже) суженная в талии и расклешенная книзу «чоха» (кафтан-черкеска) с газырями. Верхние шалвары, архалук и чоху крестьяне обычно шили из темной домотканной ткани.

В непогоду или дорогу поверх чохи надевали длинный плащ из особо выделанного войлока с начесом - «бурку» и капюшон - «башлык», из тонкого сукна с длинными широкими концами, которые заматывали вокруг шеи, прикрывая часть лица.

Архалук и чоху подпоясывали поясом с серебряными накладками, в торжественных случаях на поясе спереди носили кинжал.

Обычно головным убором крестьян были войлочные шапки, белые или серые, плотно прилегавшие к голове, без полей или с небольшими полями, и черные небольшие шапочки с округлым верхом и плотно прижатыми к тулье полями, которые носились на самой макушке.

Наиболее распространенным видом крестьянской обуви были сыромятные постолы. Для представителей высших сословий была характерна подобная чохе, но без газырей, одежда ярких расцветок, сшитая из дорогих тканей сложного покроя с откидными рукавами - «каба».

Носили также отороченный мехом кафтан - «куладжу».

Чоху шили из тонкого белого сукна. На подкладку рукавов, которые обычно заворачивались до локтя, употребляли красный шелк или атлас. Головным убором служила высокая конусообразная шапка из овчины, а обувью - высокие сапоги из цветной кожи с каблуками и загнутым кверху носком.

Женский костюм включал в себя длинную рубаху - «перанги» и штаны - «шейдиши», которые по низу у щиколотки украшались вышивкой, имевшей значение оберега (изображения растений, змей, рыб и пр.). Рубаху и «шейдиши» шили из цветной, чаще красной, тонкой ткани, богатые - из шелка. Верхней одеждой служило платье - «картули каба» . Оно состояло из двух частей: открытого на груди и стянутого в талии лифа, от которого отходили длинные рукава, обычно сшитые только до локтя, и расклешенной юбки, которая скреплялась с лифом только на спине. В вырез лифа надевался расшитый шелком и бисером, серебряной или золотой нитью нагрудник.

Под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники, а на талию - тонкий матерчатый пояс, от которого спереди вдоль юбки спускались концы - две широкие вышитые ленты. Молодые предпочитали для праздничного платья мягкие светлые тона, пожилые - приглушенные, темные.

Основу головного убора составлял твердый обруч, обтянутый тканью, на который накладывалась шелковая или бархатная лентообразная повязка. Обруч с повязкой надевали поверх тонкой вуалевой косынки - «лечаки», края которой спадали вдоль головы, или один из них проходил под подбородком и прикреплялся сбоку к обручу. Сверху надевалась еще одна косынка. Вдоль висков из-под обруча обычно свободно спускались два завитых локона - «кави».

От одежды долинных районов конца Х1Х-начала XX вв. особенно сильно отличался костюм хевсуров. Он делался из грубой шерстяной домотканины, черного или темно-синего цвета. Его основу составляли (и в мужском, и в женском комплексе) прямые тяжелые рубахи, у мужчин - чуть ниже колен, у женщин - до щиколотки. Рубахи по груди, рукавам и подолу покрывались богатой цветной вышивкой и аппликациями. В орнаменте господствовали геометрические мотивы и, в том числе, мотив креста, служивший оберегом. Позаимствованные из долинного района приталенная мужская чоха и женская приталенная одежда, подобная чохе, здесь также нарядно декорировалась. Женщины покрывали голову черным платком с вышивкой, повязанным наподобие чалмы, мужчины носили небольшие черные, простеганные цветной шерстью, шапочки. Обувью служили вязанные из шерсти ярких цветов сапожки с меховой подошвой. До начала XIX в. здесь сохранялась средневековая боевая одежда - кольчуги, шлемы и маленькие круглые щиты, однолезвийные мечи, боевые кольца с шипами и т.д. Своеобразные черты хевсурского костюма сохранились в отдельных местах вплоть до нашего времени.

Традиционная одежда чеченцев имела много общего с общекавказским костюмом и отражала этнокультурные связи с кумыками и другими народами Северного Кавказа. Мужскую одежду составляли туникообразная рубаха, суженные к низу штаны, цельнокроеный бешмет, черкеска.

Последняя считалась праздничной одеждой. Зимней одеждой являлись овчинная шуба и бурка. Головными уборами мужчин (кюд) были высокие овчинные папахи, войлочные шляпы, обувью служили сапоги, сшитые из сукна, сафьяна, овчины. Костюм украшали пояс, кинжал. Основными частями женской одежды были широкая, длинная туникообразная рубаха и штаны, а также бешмет и праздничное распашное платье гIабали с нагрудником и поясом. Головные уборы (кюртхтиллар) отличались разнообразием, большие и малые платки (докътуркул зимгатуркул), шелковые платки (гюлъмелъди), (бой), под которые надевали чухту. Обувью служили чувяки и праздничные туфли с высокими носками, без задников, на твердой подошве, с каблуком. Большим разнообразием отличались женские украшения: серьги, кольца, браслеты, ожерелья. В женской одежде значительную роль играл цвет: молодые женщины предпочитали яркие, привлекательных тонов платья и легкие платки (в том числе с блестками); замужние - более скромные, а пожилые - серые и темные цвета одежды. Общекавказский культ головного убора существовал и у чеченцев-аккинцев и выражался в особом, почтительном отношении к папахе и требовании всегда носить достойный головной убор. Женщина обязана была постоянно носить платок (или хотя бы повязку, которая прикрывает волосы). Мужчины до сих пор не разрешают чеченским женщинам быть в обществе без платка.

Осетинская национальная одежда имела много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что было, видимо, обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий, но никогда не имела абсолютного сходства. Вся одежда осетин - от головного убора до обуви - изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц.

Характерной особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по покрою и способу ношения.

Сходство это до недавнего прошлого проявлялось в покрое бешмета, отчасти в обуви, а в средние века и в головном уборе. Это свидетельствует, как нам думается, о существовании у предков осетин единого костюма, отвечавшего требованиям их военного быта; об этом же говорят и археологические находки, относящиеся к скифской и аланской эпохам.

Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. Таким образом, очевидно, что бешмет составлял один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности.

Возникновение черкески (цухъхъа) у осетин относится, по-видимому, к послемонгольскому периоду и связано несомненно с появлением у них огнестрельного оружия. Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого

и даже красного), из которых наиболее распространенными были серый (цъах) и черно-коричневый (мора). Высоко ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда, - из верблюжьей шерсти. Во второй половине XIX в. черкески шились и из привозного фабричного сукна. Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске.

Из элементов традиционного женского костюма в Северной Осетий стойко держатся также платки местной работы, связанные из шелковых или шерстяных ниток. Особенно славятся шелковые орнаментированные платки с длинными кистями (хауджын калмарзан), изготовляющиеся осетинками с большим вкусом. Платки эти, наиболее распространенные у северных осетинок, носят дома молодые невестки, их надевают все женщины в торжественных случаях и при гостях.

Мужская и женская одежда народов Северного Кавказа вплоть до XVIII - начала XIX в. имела значительное сходство в покрое верхней и нижней одежды, обуви. Женские головные уборы, особенно девичьи, в XVIII - первой половине XIX в. у некоторых народов также были близки к мужским (круглые шапки с меховым околышем, митрообразные головные уборы знати). В ряде случаев это подтверждается и терминологией. В более позднее время произошло расхождение форм мужской и женской одежды, что особенно ярко выразилось во второй половине XIX в.

Сходство женской одежды народов Северного Кавказа значительно слабее, чем мужской. Оно выражается в основных формах и покрое. Но имеются значительные расхождения в частностях, отделке, а также функциях отдельных предметов одежды (рубаха, верхнее платье).

В одежде народов Северного Кавказа ярче, чем в других элементах материальной культуры (например в жилище), выражались социальные различия, большую роль играла престижность. Народная поговорка «По одежке встречают…» в полной мере относилась к этому региону.

Кавказские народные костюмы разнообразны. Наряды не только у каждого народа, но и у каждого аула отличались по стилистике, форме и замыслу. Коренные жители до сих пор стараются всеми силами сберечь каждую деталь национальных нарядов. Многие празднества и ритуалы и сейчас проводятся в такой же одежде, какой её носили предки. Люди берегут традиции, которые всегда были свято чтимы на Кавказе.

Сохранённые традиции

У каждого кавказца в доме есть национальный костюм. На большое торжество, на свадьбу или национальный праздник, горцы стараются приходить одетыми по установившимся древним традициям. На такую одежду всегда есть спрос и в магазине «Этно-Шоп» есть что предложить.

Традиции пошива женской или мужской национальной одежды продолжают мастерицы Кавказа, которые сотрудничают с нашим магазином. Позвоните нам и наш консультант предложит вам фото вариантов кавказской одежды, объяснит как снять мерки, после чего будет объявлена цена. У нас в наличии есть готовые костюмы для тех, кто занимается кавказскими танцами. В соответствующем разделе сайта «Этно-Шоп», вы увидите фото костюмов для мужчин, женщин и для детей. Цена указана под фото.

Что такое кавказская национальная одежда

Национальный костюм у любых народов, как правило, состоит из комплекса одежды, обуви, головного убора и аксессуаров. К каждому случаю подбирался определённый набор составляющих, согласно событию, на которое предназначена одежда. У кавказцев и сегодня строго соблюдаются традиции ношения национальной одежды. Бывают повседневные, праздничные, свадебные костюмы.

В наше время появился термин «танцевальный костюм» или «кавказская одежда для танцев». Национальная одежда бывает для людей любого возраста, на нашем сайте вы можете посмотреть фото и заказать совсем маленький «костюм на выписку» для новорождённого.

Формироваться костюм народов Кавказа стал примерно в XI веке. С некоторыми различиями, кавказская одежда у разных народов выглядит примерно одинаково. Она скроена по сложной выкройке, всегда приталена. Верхнее платье и у мужчин, и у женщин распашное, сильно расклешено к низу от талии.

Мужской костюм, основные составляющие

  • Папаха - на голове мужчины носят папаху. Шьётся она из овечьих и козьих шкур разной расцветки и качества. У горцев принято носить длинноворсовые папахи из белой или чёрной козы. Казаки носят козьи папахи с коротким шелковистым ворсом чёрного цвета. Папахи из каракуля или овчины распространены в качестве головного убора не только на Кавказе, но и по всей России и стали частью обмундирования российских военных.
  • Рубаха - это нательная мужская одежда. По покрою она широкая, со стоячим воротником, со швами на плечах и выкройной проймой. Носили их навыпуск. Рубахи для каждодневного ношения обычно однотонного тёмного цвета. Для праздника шьются светлы, чаще белые рубахи. Ткани для холодного времени более плотные, шерстяные. В жаркие дни носили шёлк, хлопок и другие. Брюки - в начале XX века очень популярны стали брюки-галифе. Их можно купить в составе костюмов, продающихся в нашем магазине.
  • Черкеска - обязательная составляющая кавказской мужской национальной одежды. Черкеска с газырями одевается как верхняя одежда. Она приталена, поверх надевается кавказский пояс и кинжал. Черкески были очень распространены в России ещё в царские времена. Сейчас это часть казачьего обмундирования.
  • Бурка - накидная тёплая верхняя одежда. Как правило шьётся из козьей или овечьей шкуры чёрного или белого цвета. У бурок прямые широкие плечи, они длинные, распашные, без застёжки, закрепляются у горловины.

Женский костюм

  • Платье - сходно с мужской черкеской, но более длинное. Оно облегает фигуру сверху и сильно расклешено книзу. Материалы могут быть разнообразные и разных цветов. Платья украшаются вышивкой и могут быть расшиты жемчугом и камнями. Девушки умели плести тесьму, которой так же украшали платья.
  • Головной убор - кавказские женщины носят на голове шапочку, покрытую шарфом-палантином или платок. Шапочка считается обязательной в свадебном костюме, к ней прикрепляется фата.
  • Пояс - традиционно дополняет женскую кавказскую одежду.

Костюм дополняет обувь. В нашем магазине имеется выбор ичигов и сапог из натуральной кожи, которые шьются на заказ.

В ассортименте нашего магазина есть красивые металлические пояса, различные по цене. Вы можете заказать пояс по фото или по своему дизайну, рассказав свои пожелания нашему продавцу. У нас настоящие костюмы Наш магазин кавказских подарков предлагает вам сшить на заказ или купить готовую кавказскую национальную одежду. У нас красивый «шоу-рум», доставка в Москве, в СПБ и по всей России.

01.02.2010 0 12910

Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Ниже мы попытаемся разобраться в причинах сходства и в том, в какой исторический период оно могло сложиться.

У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый - это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс. В условиях длительных поездок и походов эти предметы были не только очень удобны, но и крайне необходимы. На первом месте, конечно, была бурка, о разнообразии употребления которой мы говорили ранее. Бурка наиболее специфична для народов Северного Кавказа. Горцы издавна изготовляли бурки не только для себя, но и на продажу. Бурка являлась предметом торговли, а часто прямого обмена с соседями, прежде всего с Западной Грузией, в свою очередь служившей для народов Северного Кавказа источником получения различных тканей, ниток и т. п. Бурки продавались также и северным соседям - казачеству, где они не только вошли в быт, но и стали частью воинской казачьей формы. Наиболее популярны были бурки кабардинской, карачаевской и балкарской работы.

Вторым характерным для дорожного комплекса предметом являлся башлык. Западноевропейские путешественники в ряде случаев так и называют башлык "дорожным капюшоном". Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, не защищенную ничем, кроме стоячего воротника бешмета, да и он, видимо, не всегда был высоким. Этими же лопастями можно было прикрыть лицо от ветра, холода (или при желании быть неузнанным). Башлыки также служили предметом вывоза в Закавказье, в Россию, в Крым. Народы Северного Кавказа в отличие от населения Западной Грузии и Абхазии носили башлык только поверх шапки, а не прямо на голову. И если в Западной Грузии существовали десятки способов завязывания башлыка, то на Северном Кавказе его просто накидывали поверх папахи, а концы спускали вперед или заматывали вокруг шеи. Размер башлыка в известной мере зависел от фасона папахи, так как, надетый поверх нее, он должен был закрывать и плечи.

Папахи имели различную форму, что, однако, служило не столько этническим признаком, сколько временным; форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Папаха обязательно входила в состав дорожного комплекса, даже если про запас имелась войлочная шляпа. Башлык надевали только на папаху, а возможность холодной и дождливой погоды в горах всегда надо было учитывать.

Бурка, башлык и папаха составляли обязательный комплекс дорожной одежды всадника во второй половине XIX - начале XX в. и бытовали в качестве таковой почти по всему Кавказу. Второй комплекс - выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа.

Он включал в себя черкеску, бешмет, иногда рубаху, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица - родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях - на свадьбу, на танцы и т. п.

Сочетание первого и второго комплексов одежды образовывало тот самый костюм, который бытописатели часто называли "обычный горский костюм". Второй комплекс был очень близок к одежде населения Западной Грузии (Имерети, Сванети, Рача, Мегрелия) и особенно Абхазии. Это сходство наблюдалось главным образом в верхней одежде - черкеске (в западногрузинской чохе) и бешмете, обувь и головной убор имели отличия. Именно указанные выше области были более всего связаны в хозяйственном и историко-культурном отношениях с Северо-Западным и Центральным Кавказом - адыгскими народами, карачаевцами и балкарцами, а также осетинами (последние имели наиболее тесные связи с карталинцами). "Наряду с традиционным костюмом весьма популярной в Кахети и Картли была северокавказская черкеска из белого или желтого сукна с газырницами на груди". Первый и второй комплексы, характерные для народов Северного Кавказа, бытовали в Дагестане, также в качестве парадного выходного костюма.

Эти же комплексы распространились и среди терского и кубанского казачества и стали их военной формой. В конце XIX в. и особенно в начале XX в. второй комплекс распространяется и в Восточном Закавказье - Восточной Грузии, Азербайджане и Армении. Здесь он сосуществовал с другими традиционными для этих мест костюмами (с чохой, архалуком и т. п.). Его бытование было ограничено определенными слоями населения, главным образом молодежью из зажиточных семей.

Н. Г. Волкова и Г. Н. Джавахишвили. рассматривая вопрос о традициях и инновациях в грузинском мужском костюме, пишут: "В мужской одежде в конце XIX - начале XX в. более стабильны традиционные формы. Помимо них органической частью мужского костюма Грузии стали элементы, привнесенные с Северного Кавказа, из Персии, Турции (черкеска, разрезные рукава в чохе, остроконечный головной убор из меха и др.)".

Если сходство одежды Северо-Западного Кавказа и Северо-Западной Грузии, как можно предполагать, опирается на какие-то глубокие традиции и даже этногенетическое родство (абхазы и адыги), то на Восточном Кавказе комплекс с черкеской явно привнесен с Северного Кавказа. Характерно, что в этих районах местные женщины не умели шить черкеску, ее изготовляли только специалисты-портные. Костюм с черкеской северокавказского типа стал для населения значительной части Кавказа той общей формой одежды, которая предшествовала городскому костюму.

Третий комплекс - это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом.

Повседневный комплекс одежды адыгских народов, а также карачаевцев и балкарцев, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным.

У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.

Рабочий костюм осетин занимал промежуточное место. У них бытовали и западный и восточный варианты комплекса повседневной одежды. Но они чаще, чем другие народы, носили войлочную шляпу. Для них типична также обувь из сукна с кожаной подошвой, которой почти не было на Северо-Западном Кавказе. По-видимому, в основном с осетинами надо связывать распространение черкески без газырей, иногда с высоким воротником. Она надевалась прямо на рубаху и считалась рабочей, повседневной одеждой. Такие черкески бытовали также у балкарцев, а иногда и в Карачае.

Говоря о повседневной рабочей и домашней одежде, необходимо выделить четвертый комплекс- специализированную одежду для пастухов, продиктованную условиями их работы. По своему составу она совпадает с рабочей одеждой, но у разных народов в нее включалась специальная пастушеская одежда. В Карачае, Балкарии, Осетии (Дигории) и отчасти в Кабарде в состав одежды пастухов крупного рогатого скота, и овец входила войлочная одежда с рукавами, а также короткая бурка или просто накидка из куска войлока. У осетин была распространена короткая бурка, а еще также накидка из грубой ткани. У чеченцев и ингушей, кроме бурки, была накидка из домотканого сукна.

Итак, в повседневной одежде наблюдались наибольшие различия, видимо, прежде всего потому, что она была наиболее приспособлена к бытовым особенностям жизни народа, отвечала его потребностям и возможностям. Все предметы повседневной одежды делались руками местных женщин, а не ремесленников, чье участие в создании костюма обычно приводит к известной его нивелировке.

Можно условно выделить пятый комплекс - с шубой, указав при этом, что он является не столько сезонным (зимним), сколько более всего связанным с вертикальной зональностью, отгонным скотоводством, возрастными различиями. Шубы (чаще всего нагольные) разного покроя носили на горных пастбищах и летом. Они же могли служить покрывалом для спанья. В шубе летом можно было видеть стариков, особенно по вечерам.

Адыгские народы, карачаевцы и балкарцы обычно надевали шубы поверх бешмета, иногда под черкеску. Осетины, чеченцы, ингуши носили шубу и прямо на рубаху. Крытые шубы носили более зажиточные люди и в качестве выходной одежды. Комплекс с шубой был характерен и для народов Дагестана - соседей чеченцев. Народы Дагестана в отличие от горцев Северного Кавказа имели разнообразный набор шуб.

Причины сходства мужской одежды народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. уже являлись предметом суждений в ряде наших работ. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

1. Сходство географических условий и хозяйственной деятельности, связанной с вертикальной зональностью. Даже народы, жившие в предгориях, пасли свой скот на альпийских пастбищах, т. е. имели одинаковые условия производственного быта с жителями горных районов. Одинаковые формы производственной деятельности - в основном отгонное скотоводство в сочетании с земледелием - давали сходное сырье для производства одежды.

2. Наличие общих компонентов, участвовавших в этногенезе многих народов, а также общих исторических влияний. Значение аланской культуры, влияние тюрков-кочевников, прочные историко-культурные и экономические связи с русскими, с народами Закавказья, в первую очередь с грузинами. Источники получения материалов, отдельных предметов одежды были общими для всех народов Северного Кавказа.

3. Длительное соседство и исторические связи народов Северного Кавказа между собой имели большое значение в сложении общих форм и целых комплексов одежды. Специфические формы связей между народами: аталычество, куначество, побратимство, межплеменные и межнациональные браки - сопровождались обменом предметами одежды, ее дарением родственникам мужа, иногда одежда входила в состав выкупа за кровь и др.

Поскольку создательницей костюма в основном была женщина, переход ее из одной этнической среды в другую служил одним из путей сложения общности одежды. Все эти виды связей, в особенности межэтнические браки, были характерны в основном для феодальной верхушки, где в наибольшей степени наблюдались заимствования, следование "моде". Несомненно влияние одежды кабардинских феодалов на одежду соседних народов, в первую очередь их привилегированных сословий, часто являвшихся вассалами кабардинских князей.

Итак, причин, способствовавших сложению общности в одежде народов Северного Кавказа, было много. Но на разных этапах исторического развития наибольшее влияние оказывала та или иная причина или их сочетание. Такие причины, как сходство хозяйственной деятельности или торговые связи, в первую очередь обусловливали идентичность материала для одежды. Сходство покроя диктовалось общими чертами не только в хозяйстве, но и в быту, в частности воинском, и т. п. Но сказать "почему" и даже "как" - еще не значит сказать "когда". Для иллюстрации сложности ответа на этот вопрос приведем два мнения крупных кавказоведов.

Е. И. Крупнов, говоря о второй половине I тысячелетия нашей эры, пишет о сходном культурном облике населения Северного Кавказа: "Эта культурная общность племенных групп разных районов Северного Кавказа, прослеживаемая по формам материальной культуры, совершенно не исключает существующих между ними языковых и других различий... По всем данным именно здесь, на Северном Кавказе, зарождаются основные типы современных горских костюмов: папаха, черкеска, бешмет, ноговицы и пояс, украшенный цветным металлом".

Рассматривая значительно более поздний период, Л. И. Лавров говорит: "Как видно из приведенных материалов, в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов адыгского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы и чувяки". Что касается пояса, то он, по мнению Л. И. Лаврова, напоминает нынешний лишь формой металлического набора. Черкеска, папаха, башлык, низкая войлочная шляпа с большими полями XIX в. не имеют прототипов среди известных фрагментов адыгской одежды XIV-XV вв. Появление их в быту кабардинцев относится к более позднему периоду.

При изложении материала по конкретным разделам мы в ряде случаев говорили о древности той. или иной формы одежды. Но более точно ответить на этот вопрос смогут только позднейшие исследователи, в руках которых будет, надеемся, и новый материал. Мы высказали мнение о том, что терминология одежды может в какой-то мере способствовать определению времени появления того или иного типа одежды. Что же касается приведенных высказываний Е. И. Крупнова и Л. И. Лаврова, то при расхождении в отдельных моментах важно единое мнение обоих авторов в том, что основной комплекс мужской одежды сложился как общий для народов Северного Кавказа много столетий назад.

Мы также можем подтвердить длительное сохранение традиционных упоминавшихся выше форм одежды. Наибольшей устойчивостью отличаются обувь и ноговицы, затем бурка, меховая шапка, бешмет, штаны, рубаха и пояс. Значительные изменения претерпели верхняя одежда (черкеска) и парадный головной убор. Общая тенденция развития к сближению форм особенно ясно выявилась во второй половине XIX - начале XX в.

Е.Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. Москва, 1989.

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство. Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду - из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее. Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка - самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока - валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла - фактически прообраз спального мешка.

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно. Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде. Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений - такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

  • адыги;
  • грузины;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • чеченцы;
  • ингуши.

Черкеска - одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

  • нижняя рубаха;
  • нижние штаны;
  • широкие верхние штаны;
  • бешмет (куртту);

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды. У имеретинцев, например, были папанаки - кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком. Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде , несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха - аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор - днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком. До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности. Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз. Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Ниже мы попытаемся разобраться в причинах сходства и в том, в какой исторический период оно могло сложиться.

У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый — это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс. В условиях длительных поездок и походов эти предметы были не только очень удобны, но и крайне необходимы. На первом месте, конечно, была джамчы (бурка), о разнообразии употребления которой мы говорили ранее. Джамчы (бурка) наиболее специфична для народов Северного Кавказа. Горцы издавна изготовляли бурки не только для себя, но и на продажу. Бурка являлась предметом торговли, а часто прямого обмена с соседями, прежде всего с Западной Грузией, в свою очередь служившей для народов Северного Кавказа источником получения различных тканей, ниток и т. п. Бурки продавались также и северным соседям — казачеству, где они не только вошли в быт, но и стали частью воинской казачьей формы. Наиболее популярны были бурки кабардинской, карачаевской и балкарской работы.

Вторым характерным для дорожного комплекса предметом являлся башлык. Западноевропейские путешественники в ряде случаев так и называют башлык «дорожным капюшоном». Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, не защищенную ничем, кроме стоячего воротника бешмета, да и он, видимо, не всегда был высоким. Этими же лопастями можно было прикрыть лицо от ветра, холода (или при желании быть неузнанным). Башлыки также служили предметом вывоза в Закавказье, в Россию, в Крым. Народы Северного Кавказа в отличие от населения Западной Грузии и Абхазии носили башлык только поверх шапки, а не прямо на голову. И если в Западной Грузии существовали десятки способов завязывания башлыка, то на Северном Кавказе его просто накидывали поверх папахи, а концы спускали вперед или заматывали вокруг шеи. Размер башлыка в известной мере зависел от фасона папахи, так как, надетый поверх нее, он должен был закрывать и плечи.

Папахи имели различную форму, что, однако, служило не столько этническим признаком, сколько временным; форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Папаха обязательно входила в состав дорожного комплекса, даже если про запас имелась войлочная шляпа. Башлык надевали только на папаху, а возможность холодной и дождливой погоды в горах всегда надо было учитывать.

Джамчы (бурка), башлык и бёрк (папаха) составляли обязательный комплекс дорожной одежды всадника во второй половине XIX — начале XX в. и бытовали в качестве таковой почти по всему Кавказу. Второй комплекс — выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа.

Он включал в себя чепкен (название после было искаженно и стало называться черкеской ), кёлек (бешмет), иногда рубаху, кёнчек(штаны — широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица — родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях — на свадьбу, на танцы и т. п.

Сочетание первого и второго комплексов одежды образовывало тот самый костюм, который бытописатели часто называли «обычный горский костюм». Второй комплекс был очень близок к одежде населения Западной Грузии (Имерети, Сванети, Рача, Мегрелия) и особенно Абхазии. Это сходство наблюдалось главным образом в верхней одежде — черкеске (в западногрузинской чохе) и бешмете, обувь и головной убор имели отличия. Именно указанные выше области были более всего связаны в хозяйственном и историко-культурном отношениях с Северо-Западным и Центральным Кавказом – карачаевцами, балкарцами и адыгскими народами, а также осетинами (последние имели наиболее тесные связи с карталинцами). «Наряду с традиционным костюмом весьма популярной в Кахети и Картли была северокавказская черкеска из белого или желтого сукна с хазырами (с газырницами) на груди». Первый и второй комплексы, характерные для народов Северного Кавказа, бытовали в Дагестане, также в качестве парадного выходного костюма.

Эти же комплексы распространились и среди терского и кубанского казачества и стали их военной формой. В конце XIX в. и особенно в начале XX в. второй комплекс распространяется и в Восточном Закавказье — Восточной Грузии, Азербайджане и Армении. Здесь он сосуществовал с другими традиционными для этих мест костюмами (с чохой, архалуком и т. п.). Его бытование было ограничено определенными слоями населения, главным образом молодежью из зажиточных семей.

Н. Г. Волкова и Г. Н. Джавахишвили. рассматривая вопрос о традициях и инновациях в грузинском мужском костюме, пишут: «В мужской одежде в конце XIX — начале XX в. более стабильны традиционные формы. Помимо них органической частью мужского костюма Грузии стали элементы, привнесенные с Северного Кавказа, из Персии, Турции (черкеска, разрезные рукава в чохе, остроконечный головной убор из меха и др.)».

Если сходство одежды Северо-Западного Кавказа и Северо-Западной Грузии, как можно предполагать, опирается на какие-то глубокие традиции и даже этногенетическое родство (абхазы и адыги), то на Восточном Кавказе комплекс с черкеской явно привнесен с Северного Кавказа. Характерно, что в этих районах местные женщины не умели шить черкеску, ее изготовляли только специалисты-портные. Костюм с черкеской северокавказского типа стал для населения значительной части Кавказа той общей формой одежды, которая предшествовала городскому костюму.

Третий комплекс — это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом.

Повседневный комплекс одежды карачаевцев и балкарцев, а также адыгских народов, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным.

У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.

Рабочий костюм осетин занимал промежуточное место. У них бытовали и западный и восточный варианты комплекса повседневной одежды. Но они чаще, чем другие народы, носили войлочную шляпу. Для них типична также обувь из сукна с кожаной подошвой, которой почти не было на Северо-Западном Кавказе. По-видимому, в основном с осетинами надо связывать распространение черкески без газырей, иногда с высоким воротником. Она надевалась прямо на рубаху и считалась рабочей, повседневной одеждой. Такие черкески бытовали также у балкарцев, а иногда и в Карачае.

Говоря о повседневной рабочей и домашней одежде, необходимо выделить четвертый комплекс- специализированную одежду для пастухов, продиктованную условиями их работы. По своему составу она совпадает с рабочей одеждой, но у разных народов в нее включалась специальная пастушеская одежда. В Карачае, Балкарии, Осетии (Дигории) и отчасти в Кабарде в состав одежды пастухов крупного рогатого скота, и овец входила войлочная одежда с рукавами, а также короткая бурка или просто накидка из куска войлока. У осетин была распространена короткая бурка, а еще также накидка из грубой ткани. У чеченцев и ингушей, кроме бурки, была накидка из домотканого сукна.

Итак, в повседневной одежде наблюдались наибольшие различия, видимо, прежде всего потому, что она была наиболее приспособлена к бытовым особенностям жизни народа, отвечала его потребностям и возможностям. Все предметы повседневной одежды делались руками местных женщин, а не ремесленников, чье участие в создании костюма обычно приводит к известной его нивелировке.

Можно условно выделить пятый комплекс — с шубой, указав при этом, что он является не столько сезонным (зимним), сколько более всего связанным с вертикальной зональностью, отгонным скотоводством, возрастными различиями. Шубы (чаще всего нагольные) разного покроя носили на горных пастбищах и летом. Они же могли служить покрывалом для спанья. В шубе летом можно было видеть стариков, особенно по вечерам.

Карачаевцы, балкарцы и адыгские народы, обычно надевали шубы поверх бешмета, иногда под черкеску. Осетины, чеченцы, ингуши носили шубу и прямо на рубаху. Крытые шубы носили более зажиточные люди и в качестве выходной одежды. Комплекс с шубой был характерен и для народов Дагестана — соседей чеченцев. Народы Дагестана в отличие от горцев Северного Кавказа имели разнообразный набор шуб.

Причины сходства мужской одежды народов Северного Кавказа в XIX-XX вв. уже являлись предметом суждений в ряде наших работ. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

1. Сходство географических условий и хозяйственной деятельности, связанной с вертикальной зональностью. Даже народы, жившие в предгориях, пасли свой скот на альпийских пастбищах, т. е. имели одинаковые условия производственного быта с жителями горных районов. Одинаковые формы производственной деятельности — в основном отгонное скотоводство в сочетании с земледелием — давали сходное сырье для производства одежды.

2. Наличие общих компонентов, участвовавших в этногенезе многих народов, а также общих исторических влияний. Значение аланской(карачаево-балкарской) культуры, влияние тюрков-кочевников, прочные историко-культурные и экономические связи с русскими, с народами Закавказья, в первую очередь с грузинами. Источники получения материалов, отдельных предметов одежды были общими для всех народов Северного Кавказа.

3. Длительное соседство и исторические связи народов Северного Кавказа между собой имели большое значение в сложении общих форм и целых комплексов одежды. Специфические формы связей между народами: аталычество, куначество, побратимство, межплеменные и межнациональные браки — сопровождались обменом предметами одежды, ее дарением родственникам мужа, иногда одежда входила в состав выкупа за кровь и др.

Поскольку создательницей костюма в основном была женщина, переход ее из одной этнической среды в другую служил одним из путей сложения общности одежды. Все эти виды связей, в особенности межэтнические браки, были характерны в основном для феодальной верхушки, где в наибольшей степени наблюдались заимствования, следование «моде». Несомненно влияние одежды кабардинских феодалов на одежду соседних народов, в первую очередь их привилегированных сословий, часто являвшихся вассалами кабардинских князей.

Итак, причин, способствовавших сложению общности в одежде народов Северного Кавказа, было много. Но на разных этапах исторического развития наибольшее влияние оказывала та или иная причина или их сочетание. Такие причины, как сходство хозяйственной деятельности или торговые связи, в первую очередь обусловливали идентичность материала для одежды. Сходство покроя диктовалось общими чертами не только в хозяйстве, но и в быту, в частности воинском, и т. п. Но сказать «почему» и даже «как» — еще не значит сказать «когда». Для иллюстрации сложности ответа на этот вопрос приведем два мнения крупных кавказоведов.

Е. И. Крупнов, говоря о второй половине I тысячелетия нашей эры, пишет о сходном культурном облике населения Северного Кавказа: «Эта культурная общность племенных групп разных районов Северного Кавказа, прослеживаемая по формам материальной культуры, совершенно не исключает существующих между ними языковых и других различий… По всем данным именно здесь, на Северном Кавказе, зарождаются основные типы современных горских костюмов: папаха,чепкен (черкеска), бешмет, ноговицы и пояс, украшенный цветным металлом».

Рассматривая значительно более поздний период, Л. И. Лавров говорит: «Как видно из приведенных материалов, в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов адыгского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы и чувяки». Что касается пояса, то он, по мнению Л. И. Лаврова, напоминает нынешний лишь формой металлического набора. Черкеска, папаха, башлык, низкая войлочная шляпа с большими полями XIX в. не имеют прототипов среди известных фрагментов адыгской одежды XIV-XV вв. Появление их в быту кабардинцев относится к более позднему периоду.

При изложении материала по конкретным разделам мы в ряде случаев говорили о древности той. или иной формы одежды. Но более точно ответить на этот вопрос смогут только позднейшие исследователи, в руках которых будет, надеемся, и новый материал. Мы высказали мнение о том, что терминология одежды может в какой-то мере способствовать определению времени появления того или иного типа одежды. Что же касается приведенных высказываний Е. И. Крупнова и Л. И. Лаврова, то при расхождении в отдельных моментах важно единое мнение обоих авторов в том, что основной комплекс мужской одежды сложился как общий для народов Северного Кавказа много столетий назад.

Мы также можем подтвердить длительное сохранение традиционных упоминавшихся выше форм одежды. Наибольшей устойчивостью отличаются обувь и ноговицы, затем бурка, меховая шапка, бешмет, штаны, рубаха и пояс. Значительные изменения претерпели верхняя одежда (черкеска) и парадный головной убор. Общая тенденция развития к сближению форм особенно ясно выявилась во второй половине XIX — начале XX в.

(Е. Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.)