Интересная речевая игра. Речевые игры детей. Игра «Кто как голос подает

Специалисты отмечают удивительный парадокс: дети, живущие комфортных бытовых условиях, начинают говорить со значительным опозданием. Между тем, стимулировать речь крохи с рождения совсем несложно. Мы собрали несколько простых и весёлых игр, которые пригодятся везде: дома, на прогулке, в очереди.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Для самых маленьких нет ничего более подходящего, чем пальчиковые игры и поглаживания ладошек. В возрасте около трёх месяцев кроха делает открытие: замечает свои руки. Ему любопытно их разглядывать, двигать ими, цепляться за рейки кроватки, за погремушку. Это природное стремление к знаниям необходимо подхватить и подкрепить. Для начала можно просто назвать малышу каждый пальчик, помассировать его. Занятнее это делать под потешки и складушки, которые можно выдумать и самостоятельно (и не важно, что с рифмой не сложится, главное - ритм, певучесть и сопровождающие манипуляции с пальцами). Играйте, например, переодевая малыша. Очень скоро он попробует повторить ваши движения, а чуть позже - и слова.

На зарядку становись!

Детям двух-трёх лет придутся по душе активные игры, призванные тренировать артикуляционный аппарат и общую моторику.

«Снежки»

Скатайте из ваты или салфеток небольшие шарики, установите «ворота» (к примеру, коробку без одной стенки). Надо дуть на «снежок» так, чтобы он угодил в цель. Кто больше загонит - тот и победил. Для мальчиков эту забаву переименуйте в «Футбол» - азарт обеспечен.

Подобным образом можно заниматься и во время купания: дуть на лёгкий пластмассовый кораблик, чтобы направить его в нужную «бухту».

«Пузырь»

Показываем малышу, как набрать воздух, чтобы щёки надулись, а затем прижать сначала одну, потом другую пальцем - и «пузырь» лопается. Будет над чем посмеяться вместе!

«Флешмоб»

Включите любую ритмичную музыку и попросите ребёнка повторять за вами. Можно взять за основу детские стихи или использовать что-то вроде: «Шаг влево, шажок вправо, ручками похлопали, ножками потопали, к солнцу потянулись, друг дружке улыбнулись!» Такая гимнастика и вас разгрузит, и чадо повеселит.

Жонглируем лексикой

В 4-6 лет ребёнок уже внятно говорит, довольно наблюдателен и внимателен к словам, свободно оперирует ими.

«Потеряшка»

Обратитесь к ребёнку с просьбой «найти» вещи, которые вы «потеряли» по их описанию. Например: мягкий, тёплый, длинный, с бахромой (шарф). Правилами допускается задавать уточняющие вопросы.

«Найди лишнее»

Медленно и чётко произносите слова, ребёнок определяет, какое из них не подходит к смысловой цепочке и объясняет почему.

  • Кабачок, огурец, свёкла, груша
  • Снег, сугроб, зной, лёд и т.д.

«Угадай!»

Предложите отгадать название предметов по наименованию их частей:

  • Ствол, ветка, сучок, листья (дерево)
  • Крыша, окно, дверь, комната (дом) и т.д.

«Какая это сказка?»

Выберите сказку и выделите некие ключевые слова, которые её характеризуют:

  • Бабушка, волк, пирожки («Красная шапочка»)
  • Стрела, лягушка, волшебство («Царевна-лягушка»)

Можно загадать и рассказы, повести, которые вы читали с детьми.


«Антонимы»

Для игры нужен мяч. Принцип как в «Съедобное-несъедобное», только кидая мячик, надо называть слово, а ребёнок, поймав и бросив в ответ, - противоположное по значению.

Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры для развития речи. Развивающие речь игры.

1. Игра для развития речи "Интервью".

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

2. Развивающая речь игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

3. Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра "Сочини предложение".

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

6. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. "Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

Например:

Ребенок сказал: - Взрослые говорят:

пойти на исправку - пойти на поправку
куда глаза видят - куда глаза глядят
душа в подметки ушла - душа в пятки ушла
свободная птица - вольная птица
открыть Африку - открыть Америку
посчитать в голове - посчитать в уме
глаз упал на книжку - взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум - на свежую голову
нервы скандалят - нервы шалят
в пятки не годится - в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: "Она в нем утонет".

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

8. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

10. Игра "Два круга".

Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое".

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается ("...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

15. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

16. Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

17. Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

18. Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

19. Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".

Другой вариант "Путешествия".

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).

Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".

20. Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

21. Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

22. Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, - он усваивает их в процессе общения.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт - основатель языкознания - писал: "Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им".

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения "продолжи ряд" родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди - человек, дети - …
Сын - дочь, внук - …, племянник - …
Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …
Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …
Шпалы - деревянные, рельсы - …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …
Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …
Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …
Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … -
много …

23. Снежный ком.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".

По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

24. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

25. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".

Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово зеленое - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

27. Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка. (В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет. (М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша - двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход -
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах -
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил -
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

28. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец...,
дорога широкая, а тропинка...,
пластилин мягкий, а камень...,
чай горячий, а мороженое...,
кисель густой, а морс...,
лист наждака шершавый, а лист бумаги...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...
Днем светло, а ночью...

Другой вариант:

Кашу варят густую и...(жидкую). Звери бывают смелые и...(трусливые). Морковь можно есть сырой и...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и...(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".

А вот прощальная игра...
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, -
Ну, отвечай:…!

29. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история. (Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: - Вот напасть,
Хочет он на нас.. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в... пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало.. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

Шишки-мышки (А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
- Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки".

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.

Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.

Целый день касторку пьет
И ревет...как бегемот.

Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.

Попробуйте дописать эти двустишья:

Между первым долгожданным словом «Мама» и понятной речью малыша может пройти несколько лет. А ведь так хочется говорить с крохой и понимать его желания. Если от развивающих занятий уже голова идет кругом, остановитесь и просто поиграйте…в игры, которые помогут малышу заговорить!

Молчат родители – молчат дети

  • - «Говорит?» - немногословно спрашивает меня педиатр на очередном приеме.
  • - «Много говорит, но мало что понятно» - отвечаю я.
  • - «К году должен уже говорить 20 слов!» - настаивала доктор.

А ваш кроха говорил в годик 20 слов? Вы вообще считали? Вот и я не считала, ведь все дети разные. Кто придумал эту норму? Да и как считать, если половина слов – это особые слова, семейные, понятные только родителям.

Задержка речевого развития у ребенка в 2 года: признаки, причины, лечение.

Но если вы видите, что сверстники на площадке уже вполне понятно лепечут, а ваш кроха все еще коверкает слова, не спешите вести его к логопеду. А вы много говорите? С ним, с мужем, с другими членами семьи?

«Многие родители даже не догадываются, что сами отнимают у ребенка шанс на нормальную и своевременную речь. Сейчас дети просто не слышат столько слов, сколько должны. Как проходит стандартный семейный вечер? Мама стоит у плиты, папа перед телевизором или компьютером, ребенку выдана куча игрушек, «лишь бы не отвлекал».

Взрослые мало общаются, часть общения поглотили соцсети, а потому и у подрастающего поколения нет нужны в речи» - рассказывает дефектолог-логопед частного развивающего центра Москвы Ксения Ладожская.

Малыш мало говорит? Тогда начинаем с родителей! Выключаем телевизор и телефон, а также ноутбуки и планшеты. Только сначала дочитайте статью, ведь дальше мы расскажем об играх, которые помогут вашему «молчуну» заговорить.

Игры-говорилки для малышей

Мама-комментатор

Приучить малыша говорить с самим собой – очень полезная вещь. Просто комментируйте вслух все свои движения: Мама пошла на прогулку, мама одевается. Кроха очень скоро начнет повторять за вами, пусть и на своем, пока «тарабарском» языке.

«Твоя моя не понимать»

Мама может на денек притвориться глуховатой и постоянно переспрашивать малыша. Например, малыш тянет ручку за чашкой с водой, но вы намеренно подаете ему ложку, хотя просьбу его поняли. Что остается ребенку? Попытаться выразить свою потребность словесно. Если кроха злится, помогите ему: что тебе дать? Хлебушек, попить водички?

«Поем слова»

«Мы пекли каравай, вот такой вышины…» Вовлекайте ребенка, сначала он просто будет поднимать и опускать ручки, кружиться в хороводе, но незаметно для себя начнет и подпевать, пытаясь выговорить слова. Также для этой цели подходят народные игры: «По кочкам» или «Баба сеяла горох».

Важное правило! Малыш сначала может петь только отдельные слова или даже части слов. Не торопите и не исправляйте его, он должен чувствовать «свободу». В то же время не впадайте в другую крайность, не переходите на детский язык и не коверкайте слова, как малыш.

Артикуляционные упражнения для занятий с ребенком до года

Пальчики помогут заговорить

Уже не раз вам приходилось слышать, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с речью. Но пальчики помогут заговорить крохе и в прямом смысле слова.

«Пальчик, ты чей?»

Разыграть настоящую театрализованную сценку можно с помощью всего одной детской ручки, «актерам» даже не понадобятся костюмы. Покажите малышу, как умеет разговаривать ваш пальчик, подергайте его и спросите: «Пальчик, ты чей?». «Я мамин пальчик!» - отвечайте, словно это сказал пальчик. Теперь повторите процедуру с рукой малыша, добавляя другие простые вопросы. Для того, чтобы малыш поверил, что пальчик и правда умеет разговаривать, можно сшить для него крошечную шляпку, нарисовать глазки и ротик. Еще проще – воспользоваться специальными игрушками в виде животных или людей.

«Улитка, покажи нам свои рожки!»

Мамин кулак может превратиться в настоящую улитку, которая умеет показывать и прятать рожки.

  • Плотно сожмите кулак и медленно двигайте его по столу, словно ползет улитка.
  • Пусть малыш попросит улитку показать рожки, если с первого раза он не справился с задачей, сделайте это за него.
  • Улитка по просьбе ребенка показывает рожки – средний и указательный пальцы, потом снова прячет их.
  • Затем предложите улитке конфетку или другое угощение, улитка радуется – ладошка раскрывается.
  • Задача игры – разговорить ребенка, увлечь его «исполнительной» и забавной улиткой.

Старые добрые потешки

Учите потешки, дети очень их любят, быстро запоминают и уже вскоре начинают повторять самостоятельно. Чтение каждой потешки сопровождайте движениями рук, а может и всего тела.

Игры для детей старше трех лет

Если ваш малыш уже говорит, но слов знает немного, «разговорить» его можно с помощью игр, лучше коллективных.

Кому посылка?

В эту игру можно играть в небольшом детском коллективе или с родителями. Вам понадобится несколько коробок, а также игрушек или других предметов, которые вы в них упакуете. Пусть папа сыграет почтальона, который принес посылку для ребенка, он рассказывает кто отправил посылку, что в ней и зачем она отправлена. Теперь роль почтальона примеряет на себе малыш, какую посылку принес он и для кого?

На охоту!

Какой малыш не мечтал побывать с папой на настоящей охоте? Пришло время воплощать его желания в жизнь, пусть и в игровой форме. Играть нужно на улице, лучше на детской площадке, где много детей. Дети встают в одну шеренгу и по очереди двигаются к импровизированному лесу, где и начнется охота. Делая шаг, произносят название животного.

«Я иду в лес, буду охотиться на лося!»- говорит первый игрок. «А я иду в лес, чтобы охотиться на зайцев» - говорит второй. Если участник не может назвать животное, он выбывает, победит тот, кто сможет дойти дальше всех.

Игрушки играют в сказку

Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» - кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.

Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!

Игры, развивающие речь ребенка в возрасте 3-4 лет

Ласковые слова

Играть в эту игру можно в семейном кругу, чем больше игроков, тем интереснее. Ведущий называет окружающие предмет, а игроки по очереди называют их ласково. Картошка – картошечка, стул – стульчик, мама – мамочка. Если ребенок не может произнести ласковое слово – он выбывает из игры. Эта игра подходит для детей, которым уже исполнилось четыре года, более юным игрокам она покажется трудной.

Мы рассказали о том, какие игры со словами, а также коллективные и пальчиковые игры помогают развить речь малыша. Не ленитесь играть в них, а также рассказывать стихи, читать сказки, много разговаривать, и тогда ваш кроха будет лепетать «без умолку».

А в какие игры на развитие речи играете со своими детишками вы?

Игры на развитие мелкой моторики, фонематического слуха и непосредственно речевые игры, о которых мы сегодня поговорим.

Наибольший эффект дают занятия, проведенные на эмоциональном подъеме у ребенка. С этой целью можно использовать следующие игры:

— игра «Ку-ку»;

— прятки (прячем игрушку от малыша);

— ладушки;

— «По кочкам… в ямку бух»;

— «Идет коза рогатая» и другие, которые любит ваш малыш.

В целом, вся работа с детьми до 3 лет строится на расширении пассивного словаря и переводе последнего в активный.

Игры для развития пассивного словаря

Первое время, пассивный словарь расширяют за счет существительных, глаголов и прилагательных, используя слова, которые обозначают предметы и явления, доступные крохе в повседневной жизни.

Семейный фотоальбом

Малыши любят рассматривать свои фотографии в младшем возрасте и близких родственников. Рассматривайте фото вместе и спрашивайте:

  1. Существительные : Где здесь мама? Где дедушка? Где малина, которую Маша собирала? Где качели?
  2. Глаголы . Выберите фото, где малыш ест, спит, сидит, бегает, качается на качелях, прыгает и т.д. Спрашивайте: покажи, где ты сидишь, где спишь? Желательно не употреблять пояснительные слова – где ты сидишь на стуле, где Маша спит в манеже и т.д.

Если ребенок затрудняется показать, помогите ему и повторите игру через некоторое время для закрепления.

Части тела

Для запоминания частей тела можно использовать следующие игры:

  1. Разучите с малышом стишок, показывая части тела, которые в нем присутствуют:

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Могут глазоньки моргать,

Ручки все хватать, хватать.

  1. Игра в доктора . Показываем крохе куклу, которая танцует. Вдруг кукла падает и больно ударяется о пол. «Ай-ай, кукле больно! Она ударила голову/ногу/плечо. Зови скорее доктора, надо лялю лечить». Доктор (малыш) лечит куклу и приклеивает в нужное место подготовленный мамой лейкопластырь/скотч.
  2. Викторина . Кто ответит правильно на все вопросы, тот получит приз. Чем ты ходишь? Чем нюхаешь? Чем держишь игрушку? Чем кусаешь печенье? и т.д.
  3. Рисунок в натуральную величину. Малыш ложится спиной на заранее подготовленный холст (склеенные остатки обоев), вы его обводите. Потом вместе разрисовываете и обсуждаете, где тут должна быть коленка, где носик. Если для малыша не очевидно расположение некоторых частей тела – делаем примерку.

Зеркало

Вместе с ребенком рассматриваем его в зеркало. Просим показать в зеркале:

  1. себя и одежду на себе: где у Тани волосы, где штанишки, где карман с картинкой, где заколочка;
  2. движения: покажи как ты прыгаешь, кружишься, приседаешь;
  3. игрушки, предметы: мишку, зайца, ручку, книжку.
  4. эмоции: как Оля смеется, плачет, грустит, злится.

Гости

Скажите малышу, что сейчас к вам придет в гости какая-то игрушка (лучше если это будет игрушка-перчатка на руку). Гость приходит, здоровается. Помогите малышу поздороваться в ответ словом или жестом. Предложите ребенку: Давай покажем гостю наш дом. Покажи где у нас кухня? Что у нас есть на кухне? Покажи: стол, стулья, мусорное ведро. Где стоят чашки, тарелки? Где лежат ложки, вилки? И так по всем комнатам.

В следующий раз вы можете усложнить игру и спрашивать по-другому: Покажи гостю, где мы едим? На чем ты спишь? Где купаемся?

Загадки

Разложите перед малышом разные картинки (можно использовать иллюстрации из детских книг) или непосредственно предметы. Скажите, что Вы будете загадывать загадки, а малыш должен показывать или приносить отгадки. Загадки могут быть 2 видов:

  • загадка-действие: этим предметом едят суп, на ней жарят блины, на нем сидят;
  • описательные загадки: он красный, легкий, резиновый (воздушный шарик); холодное, вкусное, сладкое, молочное (мороженое).

Или смешанный вариант.

Прятки

Разложите игрушки по комнате. Приходит Петрушка (любая игрушка на руку) и плачет. Что случилось, Петрушка? — спрашиваете вы. У меня пропали все игрушки, не могу их найти, теперь мне скучно и грустно.

Предложите ребенку помочь отыскать игрушки. Петрушка говорит, какие игрушки у него были, а малыш приносит по одной. Если кроха не может найти игрушку, подскажите ему словами, не используя жестов и подсказок взглядом: посмотри на подоконнике, поищи под стулом.

Робот

Предложите малышу поиграть в робота. Робот управляется вашим голосом – вы отдаете команды, а робот их выполняет. Команды: пой, беги, танцуй, пей, ешь, сиди, принеси то-то. Потом поменяйтесь с ребенком ролями: вы робот, а он вами командует. Ваша задача иногда ошибаться, чтобы малыш мог исправить.

Игры для развития активной речи малышей

Развитие активной речи малыша в раннем возрасте основано на звукоподражании взрослым, договаривании конца строк в песенках и потешках и на освоении окружающего ребенка пространства.

Путешествие

Скажите малышу, что вы с игрушками отправляетесь в путешествие. Сначала будете лететь на самолете (расправив крылья/руки бегаем по комнате приговаривая «у-у-у самолет летит, у-у-у птицы улетайте…» Малыш повторяет «у-у-у».

Самолет приземляется и наше путешествие продолжается на машине (крутим воображаемый руль, машина едет «ж-ж-ж» и сигналит «би-би»). Но тут перед нами океан (волны шумят шу-у-у, шу-у-у). Плывем на теплоходе (произносим звук «ы-ы-ы»).

Теплоход причалил к берегу и последний отрезок пути нам предстоит преодолеть на поезде (вращаем согнутыми в локтях руками вдоль туловища, приговаривая «ту-ту-у, чух-чух-чух»).

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Вот мы и приехали. А здесь нас уже игрушки встречают. Будем им гостинцы раздавать: «На белка, на зайка, на мишка». Или как вариант: Этот подарок зайке? Малыш отвечает да-нет и пробует ответить на вопрос: А кому этот подарок?

Оркестр

Договаривание строк в потешках, песенках

При постоянном использовании малыш запоминает строки потешек и проговаривает их про себя, когда вы говорите вслух. Наша задача сделать небольшую паузу в месте наиболее вероятного договаривания (обычно конец строчки). Лучше запоминаются стихи с двигательным сопровождением: ладушки, сорока-белобока, мишка косолапый и т.д. Для этого показываем ребенку движения и многократно повторяем. Потом в процессе игры делаем паузу в месте договаривания. Также, хороши песенки с повторяющимися строчками:

Дождик песенку поет:
Кап, кап, кап, кап (ребенок договаривает звукоподражание «кап, кап, кап,кап»)
Только кто ее поймет —
Кап, кап, кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Кап-кап-кап-кап,
Да зато поймут цветы,
Кап-кап-кап-кап
И весенняя листва,
Кап-кап-кап-кап
И зеленая трава…
Кап-кап-кап-кап (по Б. Заходеру)

Рифмованные загадки

Загадки должны быть простыми, т.е. малышу должно быть очевиден ответ, а рифмованный текст будет подстегивать произнести отгадку. Примеры загадок:

Вместо носа-пятачок,

Кто же это? (поросенок)

В лесу живет,

Малину жует.

Веселый топтыжка

Кто же это? (мишка)

Громко лает,

Дом охраняет,

Большая забияка

Кто это? (собака)

Позови

Посадите перед собой несколько игрушек и скажите малышу, что они пришли к вам в гости. Берите игрушки по одной и спрашивайте: Кто это к нам пришел? Лошадка. Давай поздороваемся с лошадкой (побуждаете ребенка сказать: Привет!). Потом одна из игрушек уходит. Вы спрашиваете: Ой, а кто из наших гостей ушел? (малыш должен назвать это животное). Давай его обратно позовем: Лошадка, иди, иди к нам! Повторяем с другими игрушками и в конце прощаемся: Пока!

Игра «Большой-маленький» для малышей в этом видео:

Малыш в момент доречевого развития активно пользуется жестами и мимикой для получения желаемого и общения с окружающими. Важно не дать малышу застрять на этом этапе. Если кроха уже освоил «дай», не спешите давать игрушку по указательному жесту. Говорите: Попроси мишку, скажи «дай», и если малыш выполнит вашу просьбу — эмоционально похвалите его.

Не предъявляйте высоких требований к речи малыша в момент ее освоения. Ребенок может использовать звукоподражания, пропускать звуки и слоги в словах, озвучивать предметы по своему – все это варианты нормы. Главное, чтобы речь малыша с течением времени усложнялась и становилась более чистой и богатой.

Для этого удобно вести дневничок достижений малыша, куда Вы будете записывать (по развитию речи) освоенные звуки, новые слова и что они означают, произношение этих слов. Так вам легче будет отслеживать изменения словарного запаса и прогресс в звукопроизношении.

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибк и, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

От состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

Развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

Развития дикции;

Развития фонематического слуха;

Умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение .

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения . Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Зайчик летом, а зимой...

Грибы растут..., а огурчики - на...

Рыба живет в..., а медведь - в...

Сахар сладкий, а лимон...

Днем светло, а ночью...

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я помогу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

Воронье, серое... - крыло;

Зеленый, прожорливый... - крокодил;

Хищный, ширококрылый... - орел;

Блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой

Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...

Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...

Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

Петух, курица, цыплята.

Кот, кошка, котята.

Гусь, гусыня, гусята.

Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой - малый

Подобрать ласкательное слово.

Мама - мамочка,

Ваза - вазочка,

кот - котик,

Солнце - солнышко,

Река - речушка,

Береза - березка,

Листок - листочек.

В) Два - один

Образование из двух простых слов одного сложного:

Небо и склон - небосклон,

Лес и полоса - лесополоса,

Птица и ферма -птицеферма,

Лист и падать - листопад,

Хлеб и делать - земледелец,

Лес и рубить - лесоруб,

Снег и падать - снегопад.

Г) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

Весна - весенний,

Солнце - солнечный,

Береза - березовый,

Липа - липовый,

Дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие - несогласие

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Найди по признакам

Задача педагога - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа - размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол - очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

Что было бы, если бы не стало рек?

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка - булка, река - рука, дать - дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.