Открытое по познавательно исследовательской деятельности средняя группа. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода. Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

«Организация исследовательской деятельности дошкольников в раннем и младшем возрасте».

По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цели познавательно-исследовательской деятельности:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

  • Расширение представления детей об окружающем мире;
  • Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности(вода и воздух, свет и тень, свойства песка, камня, древесины, пластмассы);
  • Развитие мыслительных способностей(анализ, сравнение, обобщение).

Я работаю с детьми второй младшей группы.

Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы сочетаем показ предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также привлекаем детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно,в группе и на прогулке длительностью не более 15 минут.
  • Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу, давать детям возможность самим оперировать материалами и веществами;
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.

В группе с детьми мы провели ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды:

  • рыбалка;
  • живая вода;
  • тонет-не тонет;
  • ледяная история;
  • талая вода;
  • водяная мельница;
  • разноцветная вода;
  • что спряталось в воде?

При проведении опытов дети узнали, что вода-прозрачная, может быть теплой, холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут(например, камни), а другие-нет(пластмассовые детали);вода необходима для роста растений; вода на морозе превращается в лед. Дети убедились, что снег в помещении тает, превращаясь в воду, талая вода - грязная.

Также были проведены опыты по обнаружению воздуха.

  • Буря в стакане.(Детям предлагается опустить в стакан с водой трубочку и дуть в неё. Что получается?Получается буря в стакане воды).
  • Ветер по морю гуляет. (Цель: обнаружить воздух, образовать ветер).

При проведении опытов дети узнали, что внутри человека есть воздух; мы его можем обнаружить.

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 4-5 лет.

У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным:развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется:дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Д еятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке длительностью 15-20 минут.
  • Необходимо стимулировать детей к самостоятельным действиям, но с обязательным контролем как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений.
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу,обобщению увиденного в ходе эксперимента.

Примеры опытов:

  • Что растворяется в воде?(развивать представления о свойствах воды, растворимости);
  • Чем пахнет вода?(дать детям представление о том, что вода не имеет запаха, но может его приобретать в результате растворения ароматных веществ);
  • Где быстрее растает лед? выявить как температура влияет на процесс таяния льда);
  • Куда делась вода? (Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
  • Магнитная задачка (познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы);
  • Воздух имеет вес.(Цель: знакомить детей со свойствами воздуха);
  • Как работает воздух. (Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы).

Из всего сказанного можно сделать вывод : в результате организации детского экспериментирования у детей расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, об объектах неживой природы(воде, воздухе и т. д.) и их свойствах, развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

Задачи:

Образовательные:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

бережное отношение к окружающей среде,

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки,иллюстрации о свойствах воздуха.

Орг. момент:

Воспитатель приглашает детей войти в группу:

Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

(здороваются на русском и казахском языке)

А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

(садятся на стульчики)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни,повернись

И в учёных превратись!

Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим,то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый,бесцветный.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу,но знаю,что он всегда вокруг нас!

А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я

научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.

Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?

Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Загадка про парашют.

Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.

Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.

Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.

Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)

Игра с воздухом «Парашют».

Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).

Понравилось вам играть с воздухом?

Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра с корабликами.

В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Воспитатель:

Давайте устроим тихий. лёгкий ветерок.

А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.

Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Опыт 4.с апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?

(ответы детей)

Опыт 5.«Не дышу»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

А ещё воздухом можно рисовать.

Опыт 6.Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:

Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Ветер – это движение воздуха.

Без воздуха ничто живое не может жить.

Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).

А что нужно сделать, чтобы не загрязнять воздух?

Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Татьяна Дроздова

В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности , дети превратились в ученых и проводили различные опыты с воздухом в "научной лаборатории".

Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас ; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух) ; Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; формировать желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность , использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций; развивать познавательную активность , активность, наглядно-образное мышление.

Оборудования : шарики, пакеты, стаканы, трубочки, веер, резиновые игрушки, медицинская резиновая груша.

Воспитатель : Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух !

Воспитатель : Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты , как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (дети надевают халаты)

Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Есть он и в стакане, и в группе , и на улице, и в волосах. Почему сквозь воздух мы видим друг друга , все окружающие нас предметы? Почему? Какой воздух ? (ответы детей) . Воздух прозрачен , и поэтому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду , в том числе и в пустом стакане.

ОПЫТ 1 с пустым стаканом и водой для того, чтобы доказать, что воздух есть везде , но он бесцветен и поэтому мы его не видим.

ОПЫТ 2 . Обнаружение воздуха при помощи зрения . На столе перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля. Педагог уточняет, что случается с воздухом , когда его вдыхает человек. Ставит задачу : опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что произойдет. Затем педагог констатирует ответы детей. Педагог. Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух . Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет ? (Ответы детей.) Он бесцветен и прозрачен.

Вывод. Воздух есть повсюду . Его можно увидеть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная , воздуху послушная ) . Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух . Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут .

Здорово мы поиграли с воздухом . Вам понравилось?

ОПЫТ 3 . Обнаружение воздуха с помощью слуха .


1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух .

2. Подобное провести с надутым воздушным шаром , выпуская из него воздух . (2 детей)

3. Опыт с дудочкой . (2 детей)

Вывод. Воздух не увидели , но услышали.

ОПЫТ 4 . Обнаружение воздуха осязанием . Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку. Педагог. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух . Напомните, пожалуйста, когда и при каких условиях образуется ветер?


Возьмите, пожалуйста, в руку веер и создайте движение воздуха . (дети выполняют задание.) Ощутили воздух ?


Вывод. Воздух мы не видим , но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом .

Можно ли воздух увидеть ? Как?

Можно ли воздух услышать ? Как?

Можно ли воздух почувствовать ?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.

Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом» Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Цель: расширять представление детей об условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет, закрепить знания.

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.

Конспект занятия

по позновательно - исследовательской деятельности

на тему "Песочная страна"

воспитатель МДОУ детский сад №23 «Алёнушка» с. Балахоновское

Программное содержание:

    формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);

    развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

    познакомить со способами изготовления рисунка из песка;

    развивать познавательную активность.

Материалы: песок, лупы, трубочки коктейля, песочные наборы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами (стук в дверь, воспитатель приносит письмо). Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу загадать новую загадку:

Он у реки - на берегу,

В реке, но не вода

И босиком я по нему бегу,

И строю замки, города.

Дети: это песок!

Воспитатель: Ребята давайте с вами посмотрим на песок, какого он цвета.

Дети: белый, коричневый, серый.

Воспитатель: Песок - это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а еще на песке можно отпечатать следы.

Ребята как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы???

Дети: Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони...

(Затем дети "оставляют следы) на песке).

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...

Воспитатель: ребята песок состоит из отдельных песчинок. Как выглядят песчинки? С помощью чего можем рассмотреть песчинки?.

Дети: (С помощью лупы) песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы думаете почему? (ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть влажный песок через лупу. Чем отличаются песчинки?

Дети: песчинки мокрого песка прилипают друг к другу, они более темного цвета.

Воспитатель: Возьмемся за руки и встанем все по кругу. Чтоб передать свое тепло друг другу и пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. А сейчас мы с Вами построим воображаемый дом из песка.

Физминутка: "Строители"

Увлечены своим трудом

Мы из песка построим дом

Сердитый ветер налетел,

Лил дождь, но дом остался цел.

и пусть не сердятся родители

Что измажутся строители

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

Воспитатель: Можно ли лепить из песка?

Дети: можно лепить из влажного.

Воспитатель: Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?

Дети: он сыплется.

Воспитатель: Попробуем слепить из влажного. (дети лепят пасочки). Как можно играть с сухим песком? Давайте поиграем с сухим песком.

Дыхательная гимнастика: сдуваем песчинки с ладошки.

Воспитатель: А еще ребята песком можно рисовать, а какое животное мы будем рисовать вы сейчас отгадаете.

Загадка про жирафа:

С высоты такого роста

Все узнать довольно просто

И не нужен телеграф

Шею вытянул......(жираф).

Воспитатель объясняет задание (........), Дети выполняют (...........).

Все вместе рассматриваем детские рисунки.

В средней группе. Окружающий мир. «Наш друг воздух».

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, расширять представления детей о свойствах воздуха; подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

Формировать познавательные действия,

*помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

* способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

* развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

* прививать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

*прививать дружеские отношения между детьми.

Ход занятия.

Ребята, поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети встают в круг, вытягивая руки вверх, касаясь друг друга)

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто этот друг?

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.

Правильно, наш добрый друг - это воздух. Он нас окружает всегда и везде.

Воспитатель: А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.

А кому ещё нужен воздух?

Дети: Рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: Правильно, всему живому.

Ребята, у воздуха есть свои секреты, чтобы их разгадать, мы отправимся в путешествие на поезде. Мы встанем друг за другом и отправимся в путь.

    Дети встают друг за другом, изображая поезд. Звучит песня: «Вот поезд наш мчится, колеса стучат…» Запись «звуки леса» Воспитатель: Остановка «Лес». В лесу воздух чистый, свежий. Так и хочется вдохнуть его побольше. Дыхательная гимнастика: Вдохнули глубоко носом и выдохнули через рот(2-3 раза). Положили руки на грудь, глубоко вдохнули, выдохнули – грудь опустилась. Мы знаем, что воздух везде. Посмотрите вокруг, вы его видите? Дети: Нет, воздуха не видно. Воспитатель: Почему?

Ответы детей.

Воздух не имеет цвета, он бесцветный. Увидеть его нельзя, но можно почувствовать и ощутить.

Для этого попробуем поймать его в пакетик.

Дети берут прозрачные пакеты.

Воспитатель: Что сейчас лежит в пакете?

Дети: Ничего, он пустой.

Воспитатель: Что произойдет, если мы расправим пакет и взмахнем им?

Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

А кто-нибудь видел как воздух выходил из пакета?

Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Как можно еще почувствовать воздух?

Запись «Поезд»

Запись. «Шум воды»

Остановка «Речка»

В речке течет вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Воду из этой речки мы налили в стаканчики и опустили в них трубочки. Что мы увидим, если подуем в трубочки? Проверим?

Пройдем за столы.

Дети дуют в трубочки, опущенные в стаканы.

Дети: Что происходит с водой?

(ответы детей)

Воспитатель: В воде образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух.

А как воздух попал в воду?

Дети: Мы выдуваем его из себя.

Вывод: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

А теперь продолжим наше путешествие.

Дети садятся в поезд и отправляются в путь.(Запись «Поезд»)

Следующая остановка «Полянка»

Воспитатель: Ребята, воздух наш добрый друг и с ним можно даже поиграть. На этой полянке мы и поиграем.

Воздух очень легкий. И мы в этом убедимся в этом, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием, что вы и будете делать.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

Вот видите, пузыри поднимаются вверх от вашего дыхания, значит они легкие.

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть фокус? (Да!)

Тогда пройдем на полянку, сядем прямо на травку и будем очень внимательными.

Сомнем лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погружаем стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.

Воспитатель: Как вы думаете, намокла бумага в стакане?

Достаем стакан.

Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Почему бумага осталась сухой?

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха.

Вывод: Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Поиграли, а теперь снова в путь.

Музыка. «Поезд»

Следующая остановка «Музыкальная»

Мы приехали на музыкальную станцию. Но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, инструменты лежат, но музыки нет.

Музыкальный руководитель: Ребята, я слышала, что вы разгадываете секреты воздуха. У меня есть музыкальные инструменты. Что это? (дудочки) Если подуть в дудочку, то вы услышите звук (показ). Слышите? Это воздух в инструментах звучит

А сейчас мы поиграем. Упражнение «Дудочка»

Спасибо, ребята, что заехали ко мне в гости. Вы узнали как красиво может звучать воздух.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а для чего мы отправились с вами в путешествие?

Дети: Чтобы узнать секреты воздуха.

Воспитатель: Что нам удалось узнать о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 4: Воздух легкий.

Вывод5: Воздух можно услышать.

Вывод 6: Человек не может жить без воздуха.

На столе лежат смайлики грустные и веселые. Кому понравилось наше путешествие и кто считает, что он сегодня много нового узнал о воздухе может взять веселые смайлики, а кому наше путешествие не понравилось возьмет грустные смайлики.

Воспитатель: А вам понравилось играть с мыльными пузырями? Наш друг воздух дарит вам мыльные пузыри, чтобы вы всегда могли его ощущать, чувствовать. Когда пойдем на прогулку мы сможем поиграть с нашим другом воздухом.

А сейчас сядем в поезд и отправимся в детский сад.