Намибийская обнаженка. Завораживающая красота: племя Химба Продвинутые или неприрученные химба

На севере страны, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из «постороннего» мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности, женщины химба.

2. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в «первобытные» одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им «не удалось пробиться к цивилизации», а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркет за покупками.

3. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть — тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город — за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна — разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой — кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, — они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

4. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..

5. Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.

6. И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных...

7. Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например...

8. У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

9. Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба.

11. Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (в шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку.

12. Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке - принесены в подарок из города кем-то из таких "отхожих" родственников:

13. Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: . В Намибии СПИДом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься — живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают. А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин — его. Нам показалось — душевный, веселый мужик.

14. Наш провожатый - как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, - "фёрст леди", старшая жена "большого босса":

15. Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, - финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:

16. Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших химба очень увлекают Мотины умения устраивать "театр теней" с разными зверями и птицами, складывая пальцы так и этак...

17. Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем...

18. В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, и т.д. Ну а подарки детям — большой мешок печенья. Старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хлеба.

19. А без финального фото на память - тоже, конечно, нельзя.

Шестой день нашего путешествия "От пустынь Намибии до водопада Виктория" мы начали на Атлантическом побережье Намибии, где увидели фламинго и выброшенные штормами на берег корабли. А потом, свернув направо, направились вглубь Африки и там познакомились

К 17:00, преодолев последние за этот день 80 км, приехали в лодж Khorixas, расположившийся на окраине одноименного городка. В лодже было десятка два вот таких уютных домика с кондиционером и со всеми удобствами внутри, а такжеи барбекю сбоку от него.


Коттеджные домики в Кхорихас лодже

1


Ужин со свечами наши командиры Руан и Траст приготовили в виде барбекю, ингредиенты которого были закуплены в супермаркете городка Кхорихас.


В лодже был также и ресторан, в котором мы позавтракали. А рядом с ним находился неплохой бассейн, в котором так никто и не искупался — не хватило времени…



Для путешественников, которые хотели располагаться бюджетно, неподалеку была площадка, на которой они могли ставить и свои автомобили, взятые напрокат, и свои палатки. На каждом таком участке был и очаг для костерка и барбекю. Все африканские сафари-джипы обычно оборудованы специальными приспособлениями, которые позволяют устанавливать палатку прямо на крыше машины. Здесь это обязательная норма безопасности от диких животных при ночевке в саванне!


7-й день. Народность Химба. Вечернее сафари в НП Этоша (376 км)

Выехав в 8 утра из лоджа Khorixas, через сотню километров по хорошей асфальтированной дороге № С35 подъехали к супермаркету в городке Каманьяб. Там заправились бензином и продуктами для ланча и ужина. А еще прикупили сувениры для детей племени Химба — всякие там ручки, карандаши и тетрадки — к ним мы заедем через часок по пути в Национальный парк Этоша.


Карта пути до деревни химбу

Супермаркеты в намибийских городках выглядели вполне современно и обладали достаточным ассортиментов товаров и продуктов. Конечно, в них не было того изобилия, которое есть в крупных столичных маркетах в виде многих десятков видов сыров, колбас или хамона, но пять-шесть видов каждого из этих продуктов можно было найти.

Алкогольные напитки тоже присутствовали, но в отдельном секторе, который работал только в дневное время. Из таких напитков мы предпочитали южноафриканские вина, которые были в довольно хорошем ассортименте. И лучшим вариантом для нашей походно-автомобильной жизни было приобретение сухих вин, расфасованных в 5-литровых пакетах…


Супермаркет и заправка в городке Каманьяб

1


Наш водитель Траст

Свернув с дороги № С35 на № С40, на 20-м километре съехали направо на песчаную грунтовку и сквозь открытые окна услышали каке-то необычные звуки — как будто кто-то щелкал орехи. Остановившись, увидели, что вся дорога усеяна какими-то крупными насекомыми, смело переползавшими дорогу.

1


Дорога к химбу

3


Проехав еще немного, остановились у небольшого одноэтажного строения, которое служило одновременно и школой, и пропускным пунктом в деревню Химба — Otjikandero Himba Orphanage Village, в которой мы познакомились с живущей в области Кунене в Северной Намибии народностью Xимбa. Их численность невелика и точной цифры никто не знает. Полагают, что она колеблется в пределах 20 -50 тыс. человек.


Здание школы в деревне народности химба


К нам подошел гид — местный парень и сказал, что платить ни за вход в деревню, ни женщинам в ней ничего не надо. Только, если есть что-то для школы — разные там ручки, карандаши или тетрадки, то это можно подарить для ребят. Ну, и покупайте сувениры, сделанные руками химбу!

Выслушав такое напутствие, мы передали ему школьные принадлежности, которые купили для детей, быстро собрали аппаратуру и вышли из сафари-трака навстречу новым впечатлениям. Метров через сто нашему взору открылась просторная территория с парой десятков круглых домиков под тростниковыми крышами.

Такое поселение у химбу называется крааль и там, как правило живет одна семья. Крааль имеет круговую планировку. Он имеет огороженный плетнем большой скотный двор, в котором содержат коров и коз. Вокруг расположены хижины семьи — детей, жен, престарелых родителей.

5


Жилой дом народности химба

Между хижинами росли какие-то деревья с распустившимися красивыми цветами. Как потом оказалось, это были деревья Perpepotemenella (так написал их название наш гид Руан). Их цветы используют в качестве заварки для чая.

2


Чуть в сторонке от домиков была площадка — их центральная площадь, которая использовалась для проведения различных деревенских мероприятий — собраний, рыночной торговли, танцев и др. Вот и сейчас с десяток женщин сидели кружком, оставляя проход в центр этого пространства для туристов и ждали нас.

5


Как у всякого народа, и у химба есть миф о своем происхождении. И оно гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.

2

Все женщины были как одна — с интересными прическами на голове в виде косичек волос, густо обмазанных как будто красной глиной, со всякого рода ожерельями на шее и руках и — обнаженные по пояс. Как они делают такие прически (каждый день?!), как спят с ними (сидя?) — загадка…

Сделать такую прическу самой сложно и поэтому они помогают в этом друг другу. Заплетая косы, они покрывают их смесью из охры, жира и пепла. По прическе можно определить и семейное положение женщины. Такой же смесью все химбу покрывают и своё тело с целью защиты кожи от палящего солнца.

1


2


Они были разными по возрасту — от молодых девушек до женщин уже «в годах» …

2


Прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в традиционной культуре для женщин химба. У них нередки и жемчужные ожерелья. А на руках, как правило, они носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

2


3


Все туристы, а вместе с нами прибыл еще автобус с немецкими туристами, разбрелись по деревне в поисках интересных фотокадров. Но, так как мы были первыми, нам удалось еще поснимать местную фактуру без туристов на заднем плане.

6

Если сверху женщина химбу раздета, то в нижней части у нее очень сложная конструкция юбок, в числе которых бывают и кожаные, сделанные из козлиных шкур. Эта часть одежды тоже украшается разного рода «драгоценностями». И порой их столько, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. И все это они делают своими собственными руками.

2


8


Заглянув внутрь дома, я ужаснулся от вида его «интерьера», в котором не было абсолютно никакой мебели. И — даже ящика, на который можно было бы складывать вещи или кухонную посуду. Все лежало или валялось на голой земле. На ней же были и тонкие циновки для сна и процесса продолжения рода…

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры. Ну, и конечно на их плечах и приготовление пищи, и воспитание многочисленных детей. Кроме того они и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Саванна, несмотря на кажущуюся ее бедность, тоже привносит свой вклад в питание химбу. Там хватает всяких съедобных корешков, плодов и ягод! Так что крааль — это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

И при всем этом женщины химбу остаются вот такими красотками!

6


Сразу у выхода находился костровой очаг, на котором в котелке готовилась пища. Тут же крутились под ногами малые дети. Они, в отличие от своих матерей, были одеты в европейскую одежду — шорты и футболки. Также были одеты и их мужчины, которых мы практически и не видели.

Из предметов быта были еще большие 20-литровые пластиковые канистры, с которыми ходили за водой. И это была обязанность тоже женщин. Говорят, ношение груза вырабатывает стройность фигуры. Собственно, женщины химбу и выглядели такими. Сколько раз я предлагал и своей супруге так носить покупки из маркета — не хочет…

1

2

Время прочтения:

В рамках проекта «Рожденные дикими» фотограф Алегра Элли провела четыре года в отдаленных уголках планеты среди племен, сохраняющих традиционный уклад, несмотря на влияние внешнего мира. Эта фотоподборка посвящена женщинам племени химба, проживающего в северной части Намибии. По словам фотографа, роль женщины здесь чрезвычайно высока. В то время как мужчины работают, уходя даже в города, их сестры, жены и матери растят детей и занимаются хозяйством.

Малышка химба играет с одной из своих косичек. По традиции она будет укладывать волосы в две косы так, чтобы те росли на лицо. Когда девочка достигнет половой зрелости, она отбросит свои волосы назад, заплетет их в несколько жгутов и украсит смесью молочного жира и охры

Традиционная прическа девушек племени

Козы играют большую роль в жизни этого народа: обеспечивают его мясом и молоком, а шкуры животных используются для создания одежды и украшений

Отдых около традиционной грязевой лачуги после доения коз и сбора воды

Юбки из шкуры козы здесь очень популярны. Их носят и маленькие девочки, и взрослые женщины

Женщины племени собрались в лачуге для участия в церемонии посвящения девочки в девушку в начале ее менструального цикла. Во время обряда они жгут разные корни и травы, чтобы получить ароматный дым, которым пропитывают свое тело, как мы - духами

Местные женщины регулярно втирают в кожу смесь из молочного жира и охры. Ее используют и для создания прически. В этом засушливом месте, где воды всегда не хватает, женщины редко моют голову, и такая маска служит для защиты кожи головы, не дает распространяться неприятным запахам и улучшает внешний вид

Частью инициации девушек народа химба является кожаная корона, которая устанавливается на голове представительницы прекрасного пола как символ того, что она достигла брачного возраста

Кожаная корона на голове девушки, прошедшей инициацию

Девушка позирует на притоке реки Кунене, которая образует границу между Анголой и Намибией

Браслеты украшают ноги девушек и защищают от укусов ядовитых насекомых. Когда у девушки умирает мать, браслет с левой ноги снимается на целый год в знак траура

Пока мужчины пасут скот или ищут работу в городе, женщины остаются в клане матери. Замужние - живут в клане своего мужа

Женщина народа химба в свадебном головном уборе. По традиции этот народ полигамен, поэтому замужние женщины часто делят кров с другими женами своего мужа и их семьи постоянно увеличиваются

Молодые мамы смотрят через реку Кунене, на их спинах дети в традиционных переносках. Для мальчиков и для девочек переноски разные. Если у женщины есть только мальчики, а она хочет девочку, то она будет носить на себе переноску для девочки. Считается, что так предки услышат желание ее сердца и пошлют ей ребенка желанного пола

На севере страны Намибия, в Африке, живет кочевое племя Химба (himba). И хотя практически все африканские племена интересны и своеобразны, о Химба я решила вам рассказать в первую очередь благодаря их прическам.

Химба уделяют большое значение прическе, одежде и украшениям. Девушка Химба в 14 лет считается невестой и ей заплетают множество косичек, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи. Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики одну сзади или вовсе обходятся без нее.


Основная форма поселений - крааль, настоящее царство женщин. Из шкур антилоп, газелей, коз и коров делают мужские и женские набедренники. У мужчин это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем. Женщины носят только набедренные повязки и покрывают тела краской цвета темной охры. Это спасает кожу от палящего солнца и заменяет химба мыло. На женщинах навешаны роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения, которые они делают своими руками.

Химба сохраняют все свои традиции и верования. Браки полигамные, до сих пор жив обычай меняться женами во время праздников. Если муж убивает жену, то выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных не наказывают, считая это внутренним делом племени.

Необычная внешность химба (ну и то, что женщины племени почти не носят одежду) делает их излюбленными моделями для фотографов.

Племя Химба живет на севере Намибии. Люди этого племени очень красивы. Они далеки от цивилизации.

Единственное, что им нужно – это расчески, заколки, и пакеты. В них они носят детей и хранят мелкие вещи.

В местах, где обитает племя, практически нет воды. По этой причине жители деревень не моются. Для защиты от солнца и насекомых они используют специальную мазь. В ее состав входит – мелкая вулканическая лава, жир и травы. Этим кремом они обмазываются с головы до ног. Казалось бы, что из-за такого минимального ухода, их кожа должна быть покрыта различными наростами. Однако их лица абсолютно чистые, а кожа гладкая.

Самым главным украшением Химба являются их прически. Незамужние девушки заплетают две косы, спадающие на лицо. Замужние дамы заплетают множество дредов и украшают их всевозможными предметами.

Мальчики, живущие в племени, считают взрослыми с 12 лет. Посвящение во взрослую жизнь Химба проходит так: мальчикам вырывают нижние зубы, а десну прижигают. Мужчина может иметь 2-3 жены, а девушек отдают замуж с 14 лет.

Также стоит отметить, что убийство супругов считается делом личным. За убийство никого не осуждают. Но если муж убивает жену, то он должен выплатить ее родителям компенсацию в 45 коров. Супружеской верности для Химба также не существуют. В племени принято обмениваться супругами.